Последнее, о чем помнят отцы всех реформ, — это о людях. Их волнует все - инфляция, курс рубля, здоровье банков, макроэкономическая ситуация - словом, вся либеральная мишура, которой предполагается объяснить высокий уровень зарплат экспертов, вроде бы преуспевающих в анализе это.
Утильсбор вам в помощь
Воспользовавшись уходом мировых брендов из-за РФ, оставшиеся автокомпании радостно бросились переписывать прайс-листы - с полной совестью контролирующих, антимонопольных и налоговых органов. Цены взлетели до небес и «китайских» моделей дешевле двух лямов в продаже практически не осталось. Но этого показалось недостаточно. На несчастный российский авторынок обрушилась новая беда – повышение платы за утилизацию. Разумеется, заявленные цели были самыми благородными – борьба с импортерами и дилерами и локализация иностранного производства в России.
Это, конечно, может быть и так, но на самом деле за все всегда платит конечный потребитель. Так что в данном случае цены на автомобили не были снижены в ответ на рост – то на 50 тысяч, то на 150 тысяч, то на 300 тысяч рублей. Причём речь идёт не об автомобилях премиум-класса, поставляемых путём параллельного импорта, а об относительно доступных моделях, таких как Tiggo 4 Pro или Changan CS85. Даже обычно безразличный Росстат удосуживается отметить общий рост цен на российские автомобили на 1,7% после индексации утилизационного налога.
Тяжелая артиллерия
В результате этих манипуляций средневзвешенная цена на легковые автомобили, по данным агентства "Автостат", выросла с 2,38 миллиона в конце прошлого года до 3,13 в августе прошлого года. Маркетинговое агентство НАПИ также проанализировало рост розничных цен и представило столь же «оптимистичную» картину. В августе подорожали 127 комплектаций, а в сентябре – еще 81 комплектация. В октябре цены выросли на 53 комплектации; в среднем автомобили подорожали от 0,2%, например Geely Tugella Flagship, до 8,4%, например BAIC X55 Elite LV4.
Мне следовало бы остановиться на этом и успокоиться, но нет. Стоило подготовиться к худшему, следуя заветам прапорщика Дауэрлинга: «Ты боишься, трус, своего портфеля, но что ты будешь делать, когда заговорит тяжелая артиллерия»?
И на первый план вышла тяжелая артиллерия в виде ЦБ, в очередной раз повысившая учетную ставку в попытке остановить падение рубля - с 13% до 15%.
Обратите внимание: Лучшие внедорожнике на вторичном авторынке РФ в 2020 году..
Нетрудно догадаться, к чему приведет такой демарш, причем в ближайшем будущем: к немедленному повышению стоимости банковских кредитов. И эта проблема напрямую коснется автомобилистов.Во-первых, заемные деньги станут дороже для продавцов автомобилей – а деваться им некуда, им очень нужны оборотные средства. Есть мысли, кто за это заплатит? Во-вторых, процентная ставка по автокредитам для частных лиц вырастет, возможно, даже до запредельных 23–24%.
Во все колокола
Алексей Подщеколдин, президент РОАД, в очередной раз бьет тревогу: «Подобное действие со стороны ЦБ негативно повлияет на весь рынок, в том числе на продажи автомобилей. В последнее время более 50% рынка новых автомобилей и 30-40% рынка подержанных автомобилей продано в кредит. Текущее повышение процентных ставок приведет к увеличению ставки по автокредитам, что, как следствие, снизит количество продаж на 15-20%. Это коснется автомобилей всех марок – как иностранных, так и отечественных производителей. В то же время снижение объемов продаж приведет к снижению рентабельности автоторговли, вплоть до угрозы закрытия, а, следовательно, и налоговых поступлений в госбюджет. Мы обратились за поддержкой к профильным объединениям, защищающим предпринимательское сообщество страны, - Российскому союзу промышленников и предпринимателей, ОПОРЕ России, Торгово-промышленной палате РФ и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Москве. Мы подготовим совместное обращение».
Уважаемый г-н Подщеколдин, Вы совершенно правы, что намерены позвонить во все колокола. А вот тех, кто управляет отечественной экономикой, ваши (и наши, кстати) проблемы не интересуют. Они абсолютно уверены, что смогут переложить всю финансовую нагрузку на плечи людей, а наш гибкий водитель будет покупать машины по любой цене, которую они от него потребуют.
К сожалению, оснований для такого оптимизма у них достаточно. Вот данные агентства «Автостат» о продажах новых автомобилей во втором полугодии 2023 года: июль – 95 654 шт., август – 109 731 шт., сентябрь – 110 358 шт. Отсюда математически точный прогноз – никакой катастрофы на авторынке не предвидится, как бы нас не уверяли в обратном некоторые автомобильные эксперты. Мы просто собираемся затянуть пояса, но это уже не первый раз.
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Катастрофы на авторынке не предвидится.