Ford Wrist Twist: Забытая революция в управлении автомобилем 1965 года

В середине 1960-х годов инженер Ford Motor Company с опытом работы в ракетостроении предпринял смелую попытку кардинально изменить принцип управления автомобилем. Его целью было создать более эргономичную и безопасную альтернативу традиционному рулевому колесу.

Принцип работы «Управления запястьем»

Изобретение, получившее название «Wrist Twist» (дословно — «скручивание запястья»), предлагало водителям управлять автомобилем с помощью вращательных движений кистей рук. Несмотря на некоторые перспективные преимущества, эта система так и не вышла за рамки эксперимента, оставшись в истории как один из самых необычных концептов в автомобилестроении.

На патентном чертеже хорошо видна внутренняя конструкция устройства. Система состояла из двух синхронно работающих пятидюймовых маховиков (колец). Водитель мог использовать для управления как одно кольцо, так и оба одновременно, совершая движения запястьями. Согласно документации, механизм допускал изменение передаточного числа, что позволяло настраивать чувствительность рулевого управления.

Испытания на Mercury Park Lane

Первым автомобилем, оснащенным системой Wrist Twist, стал Mercury Park Lane. Новый руль представлял собой два кольца с интегрированными подлокотниками. Среди теоретических преимуществ назывались компактность (что освобождало пространство в салоне), улучшенный обзор приборной панели и дороги. Однако на практике впечатления тест-пилотов оказались неоднозначными.

Журналист издания «Популярная механика» так описывал свои ощущения:

«При низком положении руля и опоре локтей на подлокотники чувствуешь себя комфортно, но непривычно. Обзор отличный, однако отсутствует привычная опора для рук. Возникает ощущение, будто управляешь космическим кораблем».

«…Заведя двигатель, я начал мысленный обратный отсчет и осторожно вывел «Меркурий» через ворота. На улице я поймал себя на том, что затаил дыхание.

Обратите внимание: Инновационный SUV появится уже этим летом.

Каждое движение запястья вызывало рывок. Автомобиль двигался подобно икающему кенгуру».

«Приближаясь к повороту, я надавил на одно кольцо и потянул другое, инстинктивно пытаясь повернуть весь руль. Машина резко дернулась и продолжила движение прямо. На следующем повороте я сконцентрировался: «Нужно просто поворачивать браслеты, а не весь руль». После моего движения автомобиль рванул вправо и едва не выскочил на тротуар, прежде чем я скорректировал траекторию».

Несмотря на первоначальные трудности, журналист в итоге признался, что стал поклонником концепции Wrist Twist.

Интерес конкурентов и фатальный недостаток

Идея привлекла внимание даже конкурентов. Компания General Motors установила аналогичную систему рулевого управления на свой концепт-кар Chevrolet Turbo Titan III 1965 года, оснащенный газотурбинным двигателем.

Концепт-кар Chevrolet Turbo Titan III, 1965 год

Главным преимуществом Wrist Twist была простая адаптация к существующим рулевым колонкам, что теоретически позволяло быстро наладить серийное производство. Однако у системы обнаружился критический недостаток. В случае отказа гидроусилителя руля (из-за обрыва шланга или проскальзывания ремня) водитель полностью терял контроль над автомобилем. Крошечные пятидюймовые кольца не давали необходимого рычага для физического поворота колес без помощи усилителя.

Позже инженеры Ford предложили решение — установку резервного насоса гидроусилителя. Но это делало систему чрезмерно сложной и дорогой, особенно учитывая отсутствие уверенности в ее превосходстве над классическим рулем.

В итоге, как и многие смелые эксперименты, Ford Wrist-Twist так и не дошел до конвейера, оставшись любопытным артефактом в истории автомобильных технологий.

[моё]История автомобиляРульТехнологииАвтоДлинный пост 2 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Ford Wrist Twist - Инновационный руль из 1965 года.