Электромобили в России: между желанием властей и реальностью рынка

Группа ВТБ через свою дочернюю компанию «Открытие Авто» обнародовала результаты социологического опроса, который, по её данным, демонстрирует растущий интерес российских автовладельцев к электрокарам. Однако портал «АвтоВзгляд», изучив детали исследования, ставит под сомнение как его репрезентативность, так и актуальность в текущих экономических условиях.

Приверженность трендам вопреки реальности

В сложной экономической ситуации, казалось бы, у государства есть более насущные задачи, чем продвижение электромобилизации. Тем не менее, многолетняя ориентация на западные тренды и уверенность в непогрешимости выбранного курса, по мнению автора, не позволяют чиновникам трезво оценить ситуацию. Политика в этой сфере больше напоминает следование «модной» концепции, чем прагматичный подход к развитию транспорта.

Не хочешь — заставим

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью «Российской газете» перечислил достижения и планы: запуск производства электромобилей Evolute и на заводе «Москвич», начало выпуска электрогрузовиков на базе УАЗ, а также будущие проекты на мощностях «АВТОТОР», «Соллерс» и АВТОВАЗа. Особые надежды возлагаются на разработки «Е-Нева» и «Атом». Цель амбициозна: к 2035 году довести долю электрокаров на рынке до 25%.

На данный момент реальные продажи далеки от этих планов — за девять месяцев 2023 года электромобили составили лишь 1,1% рынка. Однако, как отмечается в статье, финансово-экономический блок продолжает настаивать на своём курсе. В этом контексте и появляется исследование от «Открытия Авто», которое выглядит попыткой обосновать правильность выбранного властями пути.

Согласно опросу, 25% респондентов якобы «сильно хотят» купить электромобиль, что удивительным образом совпадает с правительственным прогнозом на 2035 год. 40% пока не готовы к такой покупке. При этом 82% потенциальных покупателей рассчитывают уложиться в сумму менее 2 миллионов рублей, что вызывает вопрос: где на российском рынке найти электрокар по такой цене? Всего 24% опрошенных полностью довольны автомобилями с ДВС. Критики вызывает и выборка исследования: 3000 человек на страну с населением почти 146,5 миллионов сложно назвать репрезентативной.

«Атомный» проект: авансы на веру

Отдельного внимания заслуживает проект отечественного электромобиля «Атом», разрабатываемый АО «Кама». В начале ноября компания сообщила о 36 тысячах оплаченных предзаказов. Это означает, что десятки тысяч человек внесли аванс в 7000 рублей за автомобиль, о котором известно крайне мало: только габариты. Производство стартует не раньше 2025 года, а технические характеристики и окончательная цена остаются загадкой.

Финансовая сторона проекта также вызывает вопросы. Собранные с предзаказов ~250 миллионов рублей — сумма, несоизмеримо малая для запуска полноценного автопроизводства. Как отмечает эксперт Сергей Бургазлиев, этих средств едва хватит на покупку роботов для сварки. Инвестиции Сергея Когогина и Рубена Варданяна (по $1 млн каждый) ситуацию кардинально не меняют.

История знает примеры ажиотажа вокруг отечественных проектов: гибридный Yo-mobile собрал около 200 000 заявок за три месяца. Однако в итоге этот проект так и не вышел на рынок, оставшись амбициозной идеей Михаила Прохорова.

Опрос читателей

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Удушающие объятья «правильных» концепций.