Скрытый смысл слов Путина о китайских авто: призыв к развитию российского автопрома

Комментарии Президента России Владимира Путина о китайских автомобилях, прозвучавшие во время его визита к Си Цзиньпину и адресованные журналистам из Китая, возможно, содержали более глубокий подтекст, ориентированный в первую очередь на отечественную аудиторию, включая экспертов и представителей власти. Мы попытаемся проанализировать, какое скрытое послание могло быть заложено в этих дипломатичных высказываниях.

В беседе с представителем China Media Corporation Владимир Путин дал положительную оценку продукции китайского автопрома, отметив следующее:

— Вчера я общался с человеком, которого смело можно назвать автолюбителем с большим стажем. И, честно говоря, не зная о нашем сегодняшнем интервью, мои собеседники обратили моё внимание на то, что китайские автомобили укрепляются на нашем рынке не только из-за сокращения предложения других марок. Их качество действительно растёт. Именно улучшение качества, в сочетании с привлекательным соотношением цены и характеристик, заставляет российских потребителей всё чаще обращать внимание на продукцию китайских производителей…

Объективные успехи китайского автопрома

Безусловно, в рамках дипломатического протокола и подготовки к встречам на высшем уровне тон высказываний должен быть корректен, и слова Президента отражают реальную ситуацию. Китайские автомобили действительно прочно обосновались в России. Согласно данным агентства «Автостат», в сентябре текущего года на их долю пришлось 53% российского рынка новых легковых автомобилей.

Примечательно, что эти цифры могут быть даже несколько занижены, поскольку аналитики, к примеру, относят автомобили марки «Москвич», собранные из китайских комплектующих (в частности, на платформе JAC), к отечественным брендам. Если же рассматривать непосредственно российские марки, то, по информации того же «Автостата», они занимают около 34% рынка.

Справедливость слов Путина о росте качества подтверждается и экспертами. Если в середине 2010-х годов автомобили из КНР часто критиковали, то сегодня многие модели от наших восточных соседей на равных конкурируют с европейскими, японскими и корейскими аналогами. Исключение, пожалуй, составляют лишь несколько флагманских премиум-брендов, до уровня которых китайскому автопрому ещё предстоит дорасти.

Анализ скрытого послания

Однако было бы поверхностно полагать, что за вежливой и дипломатичной оценкой, данной в адрес партнёра, не стоит более важная мысль для внутреннего потребителя. Маловероятно, что человек, посвятивший свою карьеру защите суверенитета и интересов России, может искренне радоваться доминированию иностранных производителей в ключевой отрасли. Скорее, его высказывание стоит рассматривать как намёк или даже призыв к действию.

Ранее Президент уже призывал российских чиновников пересаживаться на отечественные автомобили, ссылаясь на положительный опыт Индии.

Обратите внимание: Дебаты Трампа и Байдена: почему российский авторынок может рухнуть после выборов Президента США.

В контексте похвалы китайским авто этот призыв обретает новый смысл: успех приходит к тем, кто делает ставку на качество и современные технологии. Таким образом, скрытый месседж может быть адресован отечественным производителям и ответственным лицам: ключ к возрождению российского автопрома лежит в серьёзной работе над качеством продукции и технологическим развитием, а не в протекционизме ради протекционизма.

Необходимость системной государственной поддержки

О важности самостоятельного развития Путин говорил и на других площадках, например, на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Как передаёт ТАСС, его слова звучали так:

— Мы развиваем наш автопром, и слава Богу, что всё больше делаем это на собственной базе, увеличиваем локализацию. Да, «Москвич» будет выпускаться, и «Лада» будет развиваться. Но мы должны сделать это сами…

Очевидно, что поднять такую капиталоёмкую и технологичную отрасль, как автомобилестроение, без активной и системной поддержки государства частным компаниям не под силу. Президент дал понять, что осознаёт масштаб задачи и готов оказывать централизованную помощь реальным проектам. В качестве одного из новых инструментов на Петербургском международном экономическом форуме была предложена «промышленная ипотека» — льготные долгосрочные кредиты под 5% годовых для компаний, приобретающих производственные площади. Было поручение правительству оперативно проработать этот механизм с банковским сектором.

Проблема, однако, в том, что даже при ясном понимании цели и наличии политической воли на самом верху, один в поле не воин. Для реализации таких масштабных проектов нужна слаженная работа всего государственного аппарата, экономического и финансового блоков. К сожалению, как неоднократно отмечалось, текущие приоритеты многих российских экономистов у власти зачастую далеки от задач реальной реиндустриализации страны.

Опрос

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Слова Президента РФ могли иметь скрытый смысл.