Как я извлёк сломанный болт из алюминиевой головки блока цилиндров с помощью азотной кислоты

Всем привет. В этой статье я подробно расскажу о своём опыте извлечения обломка болта из головки блока цилиндров, сделанной из алюминиевого сплава. История началась с плановой замены топливных форсунок на моём автомобиле.

Начало работ и первая проблема

Для корректной замены уплотнителей форсунок необходимо было снять клапанную крышку. Казалось бы, простая задача — открутить 12 болтов. Однако, в процессе один из болтов решил преподнести сюрприз и обломился, оставив свою часть в резьбовом отверстии.

Поиск решения: от сварки к химии

Вечер перестал быть скучным. Первым рассматриваемым вариантом была приварка гайки для последующего выкручивания, но от этой идеи пришлось отказаться из-за близости пластиковых топливных магистралей и отсутствия гарантии успеха — иногда болт ломается повторно.

Я решил пойти другим путём — высверлить обломок. Начал с малого сверла, постепенно увеличивая диаметр. К сожалению, этот метод не увенчался успехом: закончились не только свёрла, но и экстракторы (специальные инструменты для выкручивания), которые в процессе сломались.

Химический метод: пассивация алюминия

Когда механические методы исчерпали себя, на помощь пришла химия. Решением стала азотная кислота, которую пришлось заказывать и ждать около недели. Важное предупреждение: при работе с кислотой обязательны средства защиты — очки, респиратор и перчатки.

Обратите внимание: Вибрация при торможении. Симптомы, диагноз, лечение.

Кислоту я разбавил до концентрации примерно 30%. Ключевой момент: азотная кислота не разъедает алюминий, а вызывает его пассивацию. Пассивация — это процесс образования на поверхности металла тонкого защитного оксидного слоя, который делает его инертным и устойчивым к коррозии. Таким образом, кислота воздействовала только на стальной обломок болта, не повреждая алюминиевую ГБЦ.

Процесс растворения обломка

Изначально я попытался создать бортик из пластилина вокруг отверстия, чтобы удерживать кислоту, но от этой затеи отказался — пластилин не держался на прогретом двигателе. В итоге процесс выглядел так: небольшое количество кислоты наносилось непосредственно на обломок с помощью шприца и периодически обновлялось.

Весь процесс занял около 20 часов. Я не сидел у машины непрерывно, а периодически возвращался, чтобы сменить отработавший раствор. Интервалы между сменами варьировались от 10 до 60 минут. Раствор нужно менять, так как его объём в «ванночке» очень мал, и он быстро насыщается продуктами реакции.

Успешный финал

Когда кислота полностью растворила стальной обломок, его остатки были извлечены магнитом, чтобы ничего не осталось в отверстии.

В итоге всё было собрано. Новые форсунки установлены, их коды прописаны в блок управления, выполнена процедура адаптации. После завершения работ область вокруг обработанного отверстия была тщательно промыта водой с содой для нейтрализации остатков кислоты, а затем чистой водой.

Это был мой первый подобный опыт, который оказался успешным, хоть и потребовал времени, терпения и соблюдения мер предосторожности.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Извлечение "обломыша" из ГБЦ.