Наша коллекция арт-автомобилей постоянно пополняется, и каждый последующий экземпляр оказывается причудливее и чудеснее предыдущего. Достаточно взглянуть на стоимость пропагандистского автобуса «шиворот-навыворот», на постройку которого потребовалось целых два обычных школьных автобуса. Сегодня мы хотим рассказать вам, кто автор этого необычного проекта и почему вообще появился на свет перевернутый автобус (спойлер: не для постоянного присутствия в списках «диковинок на колесах»).
"Горящий человек»
Прежде чем начать рассказ о Topsy-Turvy, стоит сказать несколько слов о фестивале Burning Man, который с 1986 года проводится в пустыне Блэк-Рок в штате Невада с последнего понедельника августа до Дня труда, который американцы отмечают в День труда первый понедельник сентября.
Изначально Burning Man был задуман организаторами как социальный эксперимент, в котором все участники были свободны от каких-либо запретов на самовыражение. Но всего через несколько лет ЧМ из локального закрытого мероприятия превратился в глобальный фестиваль, привлекающий художников, живописцев и других представителей современного искусства практически со всего земного шара. Непреходящей традицией Burning Man стало церемониальное сожжение гигантской человеческой статуи в предпоследнюю ночь мероприятия – отсюда и название.
Том Кеннеди — типичный представитель творческого сообщества Burning Man, создавший для фестиваля множество автомобилей на анималистическую тематику. Знатоки и завсегдатаи праздничной недели в Блэк-Роке наверняка помнят сделанные им автомобили в виде акул, бегемотов и китов.
Увы, его уже много лет нет с нами — в 2009 году он утонул и потерял сознание во время серфинга, когда его столкнуло с доски огромной волной. На момент смерти артисту было всего 48 лет. Однако этот человек оставил значительное наследие — другие поколения кастомайзеров до сих пор пытаются воссоздать его работы. И «Topsy-Turvy» остается ярким примером нетрадиционного образа мышления Тома Кеннеди.
С ног на голову
В конце 2006 года Том получил заказ на создание пропагандистского автомобиля от предпринимателя Бена Коэна, возглавлявшего компанию Ben & Jerry's, поставлявшую мороженое Chunky Monkey. Целью проекта было, конечно, привлечь внимание, поскольку добровольная заявка Коэна на пост президента в 2008 году была одобрена. Напомним, что в то время на пост главы США претендовали Барак Обама и Митт Ромни. Из них именно Обама стал 44-м президентом США.
В случае с Беном Коэном у предпринимателя была своя цель: он хотел организовать социальную гонку, посвященную критике непомерных растрат Пентагоном государственного бюджета. На простых графиках и схемах он расположил направления распределения средств, большая часть которых шла на финансирование военных проектов, в ущерб системе здравоохранения, образовательной программе и социальной сфере.
Кстати, с формализованной идеей предприниматель обратился непосредственно к Тому Кеннеди. Для этого он предварительно заручился поддержкой Штефана Загмайстера, одного из самых умных и значимых графических дизайнеров и художников-графиков конца двадцатого века. Этот художник австрийского происхождения жил в Нью-Йорке, где он стал соучредителем дизайнерской фирмы Sagmeister & Walsh и создал множество знаковых работ. Именно ему пришла в голову идея сделать перевернутый автомобиль или автобус в качестве пропагандистского средства передвижения.
Но только в студии Кеннеди карандашные наброски Загмейстера были воплощены в материал.
Обратите внимание: Микроавтобус Fiat Ducato.
Для создателя арт-автомобилей этот проект стал настоящим вызовом, к работе над которым он пригласил самых «сумасшедших» друзей, обладающих соответствующим опытом и квалификацией. Работа получила название Topsy-Turvy Bus, что дословно можно перевести как «Перевернутый автобус».Вечно молодой, меняющийся
В рамках выбранной концепции Том Кеннеди выбрал два типичных школьных автобуса – это и понятно, поскольку суть пропагандистской программы заключалась в призыве выделять больше государственных средств на образование. В качестве доноров использовался Thomas Vista T4, модель самого популярного школьного автобуса в США в период 1989-1998 годов производства Thomasbuilt Buses (достаточно посмотреть любой американский фильм тех лет, чтобы увидеть это на экране).
Преимуществом Vista была конструкция шасси, сочетающая в себе элементы обычных автобусов и транзитных школьных автобусов (а также автобусов меньшего размера), что обеспечивало водителям лучшую обзорность. Но их крыши имели форму эллипса, поэтому кастомайзерам пришлось срезать их под корень.
Топовый автобус пришлось максимально облегчить, удалив большую часть кузова, сидений, лобовое стекло и тяжелый двигатель с коробкой передач (6-литровый агрегат Chevrolet 366 V8 и 4-ступенчатый автомат Allison AT545). При этом были усилены все стойки, как и элементы подвески основной машины. Чтобы детально выполнить всю работу, им даже пришлось арендовать склад в Западном Окленде, штат Калифорния, который временно стал мастерской для команды Тома Кеннеди.
Учитывая детализацию и сложность проекта, это было очень полезно, поскольку для установки «крыши» и сварочных работ пришлось использовать балочный кран. Несколько источников в Интернете пишут, что на постройку Topsy-Turvy у энтузиастов ушло шесть недель, но это маловероятно, даже если бы они работали семь дней в неделю. Фактически, помимо сварочных манипуляций и тщательной «перекройки» архитектуры автобусов, Том Кеннеди и его коллеги занимались настройкой шасси, шлифовкой кузова, электропроводкой, покраской и дизайном интерьера.
Но доподлинно известно, что к маю 2007 года Topsy-Turvy был готов и даже своим ходом отправился в Вермонт к заказчику. За время этого пробега несколько раз шел дождь, что позволило выявить участки негерметичных кузовов и оперативно их заварить. На фото выше видно, что передние двери обоих автобусов слиты в одно полотно и работают отлично.
Переворот-навыворот выполнил свою прямую задачу - пропагандистскую гонку - против чрезмерного финансирования военной промышленности. На картинке вы можете видеть приведенные выше графики распределения средств правительства США. В автобусе даже было место для выступлений: его оборудовали сверху, сразу за передним рядом колес.
Год спустя автобус принял участие еще в одном мероприятии, посвященном производству и потреблению натуральных продуктов. После этого, правда, громких политических заявлений со стороны Бена Коэна не последовало, но сам автобус был в добром здравии. Он регулярно участвовал в различных кастом-шоу и появлялся в автомобильных журналах. Кстати, он и сегодня в пути.
Между прочим, Бен Коэн позже заказал еще один аналогичный проект своим коллегам по настройке, Стивену Брейтуэйту и Тому Брауну, которые использовали для его постройки другие, более современные школьные автобусы, произведенные General Motors. Но эта история — всего лишь повторение оригинала…
[моё]Полезные драйвераИнтересноеТранспортМашинаЛайфхакИнформативноФактыАвтоВодительДлинный пост 0 ЭмоцийБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Странные автомобили: автобус-перевертыш Topsy-Turvy.