Oberhausen: забытый предок современных электрических турбин 1958 года

В эпоху зарождения хот-роддинга, в 1930-х годах, смелые инженеры и энтузиасты не боялись экспериментировать, рождая порой весьма экстравагантные технические решения. Одной из таких смелых, но в итоге тупиковых идей стал электрический нагнетатель Oberhausen, появившийся значительно позже, в 1958 году.

Эпоха экспериментов

Золотой век хот-роддинга был временем, когда теория часто уступала место практике. Главным критерием успеха идеи было её воплощение «в металле» и последующее испытание. Не всегда за энтузиазмом следовал технический успех. Ярким примером такого провального, но любопытного эксперимента стал компрессор от компании Oberhausen Engineering Corp.

Принцип работы: просто, но неэффективно

Конструктивно устройство представляло собой центробежный нагнетатель. Однако его ключевое отличие от традиционных систем заключалось в приводе. Вместо того чтобы использовать мощность самого двигателя через ременную передачу, разработчики решили применить электродвигатель. В его роли выступал стандартный автомобильный стартер на 6 или 12 вольт. Через редуктор с бронзовыми шестернями (передаточное число 6:1) он раскручивал крыльчатку диаметром 21,5 см.

Сегодня такой подход вызывает лишь улыбку у любого инженера. Мощности обычного стартера катастрофически не хватает для создания значительного избыточного давления в цилиндрах двигателя. Более того, стартерные электродвигатели не рассчитаны на длительную работу и быстро перегреваются. В результате установка в лучшем случае давала мизерную прибавку в мощности, а чаще всего была совершенно бесполезной.

Обратите внимание: Новый полностью электрический Mercedes-Benz EQC 4x42. Первые тесты на бездорожье. Станет ли он заменой «Гелику»?.

Попытки усовершенствования и забвение

Недостатки системы были очевидны, и компания попыталась их исправить. Появились модификации с двумя электродвигателями или гибридные системы, где к электрическому приводу добавлялся традиционный ременной от коленвала. Однако эти меры не смогли кардинально улучшить ситуацию. Установка Oberhausen не оставила никакого следа в истории дрэг-рейсинга и хот-роддинга, превратившись в курьёз. Сегодня редкие сохранившиеся экземпляры стали предметом охоты для коллекционеров винтажных автозапчастей.

Идея, опередившая время

Несмотря на провал, сама концепция электрического наддува оказалась живучей. Спустя десятилетия она была переосмыслена и блестяще реализована в современных высокотехнологичных системах. Прямыми наследниками идей Oberhausen можно считать электрические турбины (E-Turbo) и компрессоры (eBooster), которые сначала дебютировали в Формуле-1, а теперь приходят и в серийный автопром.

Ключевое отличие — в технологиях. Современные системы используют мощные 48-вольтовые сети и высокооборотные электромоторы, способные раскручиваться до 170 000 об/мин и более. Такая электротурбина мгновенно устраняет турбояму, обеспечивая мощную тягу с самых низких оборотов двигателя, что было немыслимо для скромного стартера из 1958 года.

Гарретт-Мерседес-AMG E-Turbo — современное воплощение идеи электрического наддува.

[мин] ТехнологииИзобретенияДвигательЗапчасти Длинный пост 1 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Oberhausen - электрический нагнетатель из 1958 года.