Диагностика и ремонт Лады Калины: как засоренный дренаж приводит к выходу из строя ЭБУ

Здравствуйте! Сегодня в нашем автосервисе оказалась Лада Калина, доставленная на буксире. Этот материал будет особенно полезен владельцам моделей Лада Калина и Гранта, так как мы разберем распространенную для этих автомобилей проблему.

Как рассказал владелец, автомобиль начал работать с перебоями, а после сильного ливня и вовсе перестал заводиться. Первичная диагностика выявила интересный симптом: при включении зажигания не загорается контрольная лампа неисправности на приборной панели (так называемый "чек"). Все остальные индикаторы при этом функционируют нормально.

При попытке запустить двигатель стартер не срабатывает. Отсутствие стартера и негорящая лампа "чека" могут указывать на неработоспособность электронного блока управления (ЭБУ). Однако стоит помнить, что сама лампа могла перегореть или быть удалена, поэтому делать выводы рано. Первым делом мы подключили диагностический сканер, чтобы проверить связь с блоком управления.

Связь с ЭБУ установить не удалось. При этом другие электронные модули, например, система ABS, успешно обменивались данными со сканером, что сужало круг поиска неисправности.

Поиск причины неисправности ЭБУ

Многие автовладельцы знают, что на Ладе Калине первого поколения ЭБУ расположен в ногах у водителя, под печкой. Это неудачное место, так как при утечке антифриза из радиатора отопителя блок часто заливается, что приводит к его выходу из строя. Однако в нашем случае блок уже был перенесен под бардачок — предыдущий владелец сделал это после замены залитого ЭБУ пару лет назад.

Мы начали проверку с предохранителя, питающего ЭБУ, — он оказался целым.

Затем с помощью мультиметра проверили наличие постоянного питания, питания при включенном зажигании и "массы" на разъеме блока управления. Все необходимые напряжения присутствовали.

Поскольку питание на разъем подавалось, но блок "молчал", пришлось вскрыть его корпус. Внутри мы обнаружили следы жидкости и окисления на плате.

Плату была тщательно очищена от окислов и осмотрена под увеличительным стеклом.

Легкий запах гари и видимые повреждения элементов подтвердили наши опасения — в блоке произошло короткое замыкание. Опыт показывает, что ремонт ЭБУ, пострадавшего от попадания влаги, часто носит временный характер: коррозия продолжает разрушать плату. Поэтому было принято решение установить новый блок управления.

Установка нового блока и поиск источника проблемы

После установки нового ЭБУ и его адаптации, контрольная лампа на приборной панели загорелась как положено.

Диагностический сканер успешно подключился к блоку управления.

Двигатель завелся и начал стабильно работать. Но главный вопрос оставался: откуда вода попала в ЭБУ, который уже был перенесен в, казалось бы, безопасное место?

Ответ кроется в конструкции автомобиля. В углу дренажного короба (лотка) под лобовым стеклом у Лад Калины и Гранты есть специальное дренажное отверстие для отвода воды.

Это отверстие часто забивается опавшей листвой, хвоей и дорожной грязью. В результате вода от дождя или тающего снега не уходит, а накапливается в коробе. Когда ее уровень становится критическим, она начинает переливаться через корпус воздухозаборника отопителя прямо в салон, в область под бардачком. Именно там на нашем автомобиле и располагался ЭБУ. Стоит отметить, что на Ладе Гранта и Калине второго поколения блок управления с завода устанавливается в этом же проблемном месте — на перегородке моторного щита под бардачком.

Важный совет для всех автовладельцев: Регулярно, особенно осенью и весной, проверяйте и очищайте дренажные отверстия в подкапотном пространстве — это простая, но эффективная профилактика многих серьезных проблем. Спасибо за внимание! Надеемся, наш опыт был вам полезен.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Мокруха....