Современные автомобили оснащаются всё более умными помощниками, призванными повысить безопасность и комфорт водителя. В этом обзоре мы подробно рассмотрим две перспективные технологии: уже серийную систему RCTA и экспериментальную диагностическую платформу V2M.
RCTA: Надёжный защитник при движении задним ходом
Аббревиатура RCTA расшифровывается как Rear Cross Traffic Alert, что переводится как «система предупреждения о пересекающем движении сзади». В отличие от многих маркетинговых «помощников», эта функция имеет практическую ценность, так как помогает избежать столкновений при выезде с парковки задним ходом — на манёвр, на который приходится до 20% всех аварий.

Как работает эта система?
Выезд из плотного ряда припаркованных машин — один из самых сложных и опасных манёвров. Обзор сильно ограничен, и водитель может просто не увидеть приближающийся сбоку автомобиль. Камера заднего вида и даже система кругового обзора не всегда полностью решают проблему из-за наличия слепых зон. Именно здесь на помощь приходит RCTA.

Принцип её действия напоминает работу продвинутых парктроников. В задней части бампера, обычно по углам, устанавливаются радары или ультразвуковые датчики. Они постоянно сканируют зону по бокам сзади автомобиля. Когда система обнаруживает приближающийся объект (автомобиль, велосипедиста, пешехода), она немедленно предупреждает водителя. Сигнал может быть звуковым, визуальным на экране мультимедиа или тактильным — например, вибрацией рулевого колеса или сиденья.

Часто датчики для RCTA совмещены с модулями системы контроля слепых зон (BSM). Более того, во многих автомобилях эта система интегрирована с функцией автоматического экстренного торможения при движении задним ходом. В критической ситуации автомобиль может не только подать сигнал, но и самостоятельно затормозить, чтобы предотвратить столкновение.

Польза RCTA подтверждается статистикой. Например, опросы среди американских водителей показали, что 85% владельцев машин с этой системой довольны её работой, а 52% утверждают, что она как минимум один раз помогла им избежать аварии. Несмотря на такую эффективность, RCTA, в отличие от ABS или подушек безопасности, пока не входит в список обязательного оборудования для автомобилей.
Обратите внимание: Рассказываю три симптома, которые указывают на проблемы в тормозной системе.
V2M: Автономная диагностика на основе искусственного интеллекта
Пока RCTA защищает от внешних угроз, другая инновационная система — V2M — заботится о «здоровье» самого автомобиля. Это пока ещё стартап-проект инженеров из Делавэра, но у него большой потенциал для внедрения в серийное производство.
Система предназначена для раннего обнаружения скрытых неисправностей и будет особенно полезна тем, кто не любит часто посещать сервис и откладывает плановое ТО.

Принцип работы умной диагностики
Конструкция V2M довольно проста: под полом автомобиля в передней и задней части устанавливаются электроакустические датчики, данные с которых обрабатываются центральным блоком управления. Эта система постоянно «прислушивается» к работе всех узлов и агрегатов, записывая их акустический «портрет».
Полученные аналоговые записи оцифровываются и отправляются на облачный сервер. Там специальные алгоритмы на основе искусственного интеллекта анализируют звуки, сравнивая их с эталонными образцами. Если обнаруживаются аномалии, указывающие на износ или поломку (например, гул подшипника или стук ШРУСа), система отправляет уведомление. Оно может прийти прямо владельцу в мобильное приложение, в бортовой компьютер автомобиля, дилеру или в сервисный центр.

Такая ранняя диагностика позволяет устранить проблему на начальной стадии, предотвратив серьёзный и дорогой ремонт в будущем. Помимо диагностики ступичных подшипников и ШРУСов, разработчики активно работают над обучением системы распознаванию неисправностей элементов подвески и других критичных компонентов.
Таким образом, технологии RCTA и V2M, хотя и решают разные задачи, служат одной цели — сделать вождение более безопасным, предсказуемым и экономичным, предупреждая водителя как о внешних опасностях, так и о внутренних неполадках автомобиля.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Что вы знаете о функции RCTA и системе автономной диагностики.

