Развитие автопрома: между стратегией локализации и удобством отдельных институтов

Российским чиновникам зачастую не слишком интересно заниматься сложной и не всегда сиюминутно прибыльной задачей — развитием отечественных производств. Однако осознание того, что без собственной промышленной базы страна не сможет двигаться вперёд, заставляет их, пусть и неохотно, декларировать поддержку этого курса, в том числе на высшем уровне. Как отмечает портал «АвтоВзгляд», далеко не все представители власти и связанных структур единодушно поддерживают эту линию.

Как не раз подчёркивалось, при возможности извлечь быструю личную выгоду многие чиновники предпочитают налаживать прямой импорт, а не вкладываться в долгосрочное строительство заводов. Благодаря работе экономистов, сохраняющих связь с реальностью, в обществе постепенно укрепляется понимание важности собственного производства. Теперь чиновникам от автопрома, хочешь не хочешь, приходится следовать этому тренду.

Единодушие лидеров: курс на локализацию

Мэр Москвы Сергей Собянин делится планами по развитию завода «Москвич»:

— На втором этапе мы должны увеличить производство комплектующих в России и уровень локализации. На третьем этапе — создать собственную платформу для всероссийского автомобиля. Надеюсь, мы пройдем эти этапы…

Президент АВТОВАЗа Максим Соколов также выражает уверенность в необходимости инвестиций:

— Развитие российского авторынка в 2023 году и наши планы по выпуску новых моделей, в том числе с новыми восточными партнёрами, показывают, что пришло время вкладываться в развитие, как это делает АВТОВАЗ. Развитие собственных подразделений поставщиков будет играть ключевую роль в этом технологическом процессе. Я уверен, что вместе мы переживём этот неспокойный период и добьёмся технологического суверенитета российского автопрома…

Заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов озвучивает планы по Калининградскому заводу «АВТОТОР»:

— В планах «АВТОТОРа» дальнейшее увеличение локализации. Уже к середине 2024 года планируется освоить как сварку, так и сборку кузова.

Обратите внимание: «Дом на колёсах» Самое лучшее и удобное на чём можно путешествовать.

Одним из главных приоритетов в нашей работе является развитие собственного комплектующего производства. Соответствующие задачи отмечены в постановлении правительства «Стратегии развития отечественного автопрома…

И да, на работу в этом направлении направлен и комплекс мер государственной поддержки, в том числе программа Фонда промышленного развития автокомпонентов, субсидирование затрат на НИОКР, субсидирование затрат на реинжиниринг…

Таким образом, три ключевые игрока отечественного автопрома — «Москвич», АВТОВАЗ и «АВТОТОР» — при поддержке Минпромторга публично заявляют о готовности развивать локализацию. Казалось бы, при таком единодушии страна сможет за несколько лет достичь серьёзных успехов и укрепить свои позиции на рынке.

Диссонанс в научной среде: позиция НАМИ

Однако общая картина не столь однозначна. Противником всеобщего курса выступает ведущая научная организация отрасли — Государственный научный центр «НАМИ» (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Его позиция расходится со стратегией Минпромторга.

Заместитель директора по маркетингу и торговле НАМИ Николай Шмидт с прямолинейностью заявляет, что реверс-инжиниринг (исследование и копирование передовых технологий) — занятие не слишком популярное, так как «задача — добиться издержек, а выполнение уникальных узлов и агрегатов стоит дорого».

«Мы не должны браться за все, — поясняет свою точку зрения представитель института, — мы должны выбирать то, что выгодно».

Эта позиция вызывает ассоциации с известным анекдотом: пьяный мужчина ищет ключи под фонарём, хотя потерял их в тёмном парке, потому что «здесь светлее». Критика заключается в том, что подобный подход ставит во главу угла не стратегическую необходимость развития критических технологий для страны, а сиюминутную коммерческую выгоду или удобство выполнения задач.

Подобные разногласия между научным сообществом и государственной стратегией — не новость. Возникает вопрос: не пора ли скорректировать подход, чтобы эксперты в первую очередь руководствовались долгосрочными интересами государства, а не узковедомственными или корпоративными соображениями?

Опрос

Знаете ли вы о программах бесплатной помощи на дороге от автопроизводителей?

  • Нет, я никогда об этом не слышал.
  • Да, и я даже использовал его.
  • Знаю, но пока эта услуга не понадобилась.
  • Они все еще работают?

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Будем развиваться не там, где провально, а где удобно.