Введение в ремонт расходомера
В этом руководстве я подробно расскажу и покажу, как правильно восстановить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, или в просторечии "маф") производства Hitachi. Этот метод подходит для многих двигателей концерна Volkswagen Group (VAG), включая бензиновые TSI, TFSI и дизельные моторы, выпущенные примерно с 2006 года.

Почему именно датчики Hitachi?
Оригинальные датчики для этих автомобилей часто производила компания Hitachi. Их ключевое преимущество — высокая надежность и долговечность. В отличие от некоторых пленочных датчиков Bosch, которые чувствительны к загрязнениям, Hitachi использует классический проволочный измерительный элемент, более устойчивый к механическим воздействиям.
Конструкторы Hitachi значительно модернизировали контроллер. Выходной сигнал теперь имеет частотную модуляцию: с ростом расхода воздуха увеличивается не амплитуда, а частота сигнала. Это решение сделало измерения более точными и быстрыми, а также свело на нет влияние электрических помех.
Причина неисправности и возможность ремонта
Несмотря на все преимущества, любой ДМРВ со временем может начать выдавать некорректные данные. Причина банальна — загрязнение. Датчик стоит на пути всего воздуха, поступающего в двигатель, и на его чувствительных элементах постепенно оседает пыль, сажа и масляные пары. К счастью, датчики Hitachi отлично поддаются очистке, что позволяет избежать покупки дорогостоящей новой детали и вернуть ей заводские характеристики.
Итак, приступим. В качестве пациента у нас — ДМРВ с автомобиля Audi A6 2009 года с двигателем CDYA.

Разборка датчика
Первым делом снимаем сам измерительный элемент (вкладыш), открутив два винта.

Чтобы добраться до чувствительных элементов, нужно снять металлическую крышку. Она выполняет две функции: защищает внутренности и служит радиатором для платы контроллера. Важный момент: нельзя просто оторвать крышку! Если так сделать, плата контроллера останется приклеенной к ней и оторвется от контактов, безвозвратно повредив датчик.

Чтобы сделать крышку съемной, я аккуратно делаю пропил с помощью мини-дрели (Dremel).

После этого крышка легко снимается.

Сама крышка посажена на герметик или специальный клей. Удобнее снимать ее, предварительно немного прогрев строительным феном.

Вот так выглядит внутренность датчика после вскрытия.

Устройство и загрязнение измерительных элементов
Внутри мы видим два проволочных датчика расхода воздуха и датчик температуры. На основе их показаний контроллер вычисляет массу проходящего воздуха и формирует выходной сигнал.

При ближайшем рассмотрении видно, что чувствительный элемент — это тончайшая проволока из редкоземельных металлов, намотанная на стеклянное основание.

Загрязнение обычно двухслойное: сверху слой пыли и сажи, а под ним — прочный, трудносмываемый налет, похожий на нагар.


После удаления верхнего слоя виден этот самый стойкий налет.

Именно из-за этого налета стандартные аэрозольные очистители для ДМРВ часто оказываются малоэффективны. Они хорошо справляются с пленочными датчиками, но не растворяют эту застарелую корку.
Обратите внимание: Aston Martin DB11 — спорткупе ультрапремиального уровня.
Трехэтапная методика промывки
Очистку нужно проводить в три этапа. Важное правило: все манипуляции с проволочными элементами выполняются очень аккуратно, легкими движениями тонкой кисточки (например, беличьей).
1. Первичная промывка. Обильно промойте элементы ацетоном или изопропиловым спиртом, чтобы удалить все, что смывается легко. После этого дайте высохнуть.
2. Борьба с твердым налетом. Замочите датчик в димексиде на 3-4 часа. Каждые 30 минут доставайте его, промывайте ацетоном и аккуратно проходитесь кисточкой по элементам. Этот процесс растворяет стойкие отложения.
3. Финальная очистка. После исчезновения налета тщательно и обильно промойте весь узел изопропиловым спиртом для удаления остатков химии.
Более подробно с иллюстрациями этот процесс описан в статье про 3-контактные датчики, но элементы там идентичные.
Проверка до и после
Перед началом работ я подключил датчик к осциллографу, чтобы зафиксировать исходные параметры. Для 5-контактного ДМРВ используются три контакта: 1 — выходной сигнал, 2 — масса, 3 — питание +12В.

Схема подключения для проверки.

После промывки элементы должны стать абсолютно чистыми.


Обязательный этап — инструментальная проверка. Нужно убедиться, что датчик корректно реагирует на изменение воздушного потока.


Сборка и герметизация
Если проверка прошла успешно, можно собирать датчик. После экспериментов с разными составами для приклеивания крышки я выбрал герметик Victor Reinz Reinzosil (для поддонов и клапанных крышек). Он обеспечивает отличное сцепление.
Порядок действий: очистите посадочные места от старого герметика, обезжирьте их. Нанесите новый герметик тонким ровным слоем.

Установите крышку на место, сильно прижмите на 10-15 секунд и оставьте сохнуть на 24 часа.

Через сутки датчик готов к установке на автомобиль. Его параметры и ресурс полностью восстановлены до состояния нового.

На этом ремонт завершен. Удачи в восстановлении!
[мин] Ремонт оборудования своими руками Ремонт автомобилейЭлектрикАвтоэлектрикАвтодиагностикаАвтомеханикаАвтомеханический блокнотРасходомерLong Post 19 Support FeelingsБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Правильная промывка оригинального МАФ(ДМРВ, расходомер) Hitachi 5ти контактного.

