Во второй половине 1950-х автоспорт начал набирать популярность в Советском Союзе. Появляется все больше новых соревнований, усложняется их регламент, растут требования как к водителям, так и к машинам. На старт кольцевой трассы стали выезжать уже не слегка «подпиленные» серийные автомобили, а скорее гоночные шедевры, напоминающие современные спортивные прототипы.
Вот, например, некоторые участники гонки 1956 года. Кусок МАЗ с двигателем Москвич-402 в первом ряду. Дальше будет лучше.
Одним из них стал МАЗ-1500, идея, как нетрудно догадаться, специалистов Минского автозавода. Да, грузовики были профильным направлением компании. Однако от чертежных досок конструкторов до исполнения в металле дошла и разного рода автоэкзотика. Поэтому, когда в Министерстве автомобильной промышленности БССР возникла идея создать команду для участия в чемпионате СССР по шоссейным гонкам, работу над новым проектом возглавил начальник конструкторского отдела МАЗа автогонщик Владимир Майборода.
Так как нужно было выступать в классе до 1600 куб см, в первую очередь нужно было выбрать двигатель с подходящим рабочим объемом. О том, чтобы сделать его с нуля, не могло быть и речи. Пришлось выбирать из того, что есть. «Под рукой» был только «Москвич». Его форсировали до 60 л.с при 5000 об/мин, установили четыре карбюратора и «спортивные» впускной и выпускной коллекторы. Наконец, перевели на бензино-бензольную смесь. Однако в качестве топлива можно использовать и АИ-93.
Компоновка новой машины
Но гоночный автомобиль живет не только двигателем. Какой процесс конструирования кузова нового спортивного прототипа!
В качестве теста был взят Mercedes-Benz 300SLR. Эти автомобили стали известны своими успешными выступлениями в ряде крупных европейских соревнований. И не столь удачное выступление на «24 часах Ле-Мана» в 1955 году, когда такой «Мерседес» вылетел с трассы и стал причиной катастрофы с 80 человеческими жертвами. Тем не менее внешний вид автомобиля оказался вполне подходящим.
«Мерседес», форма кузова которого была взята за образец меня это вдохновляет
Конечно, воссоздавать его в точности никто не собирался. Тем более, что "немец" был рассчитан на другие мощности, скорости и материалы. Там, где конструкторы «Мерседеса» использовали дорогой магниевый сплав (что было одной из причин столь большого количества жертв в Ле-Мане), советские специалисты использовали стекловолокно и клей БФ, который обычно продавался во всех хозяйственных магазинах. Форма тела была тщательно пересчитана, построена гипсовая модель в натуральную величину и передана в НАМИ. Там изготавливали кузовные панели для будущего автомобиля.
Для лучшей устойчивости на трассе машину сделали максимально «приземистой».
Обратите внимание: Год владения Мерседес Е-класса 2012 года. Часть 3 Первые месяцы.
С той же целью была увеличена массовая дистанция. Запасное колесо, радиатор и топливный бак были вынесены за пределы колесной базы. Также в систему охлаждения был добавлен дополнительный бачок для лучшей работы радиатора «Москвича». А вот маслорадиатор был позаимствован у ГАЗ-69.На самом деле так и оказалось
Тормозная система предназначена для уменьшения неподрессоренной массы автомобиля. Кстати, с тормозами связана интересная особенность внешности МАЗ-1500. В задней части кузова установили «уши» — воздухозаборники, отдаленно напоминающие те, что позже появятся на «Запорожцах». Однако они были необходимы для охлаждения не двигателя, располагавшегося впереди, а задних тормозов.
Много других интересных решений использовали конструкторы Минского автозавода при создании нового автомобиля. При этом, что очевидно, широко использовались детали и узлы от серии «Москвич-407». В том числе амортизаторы, коробка передач, элементы рулевого управления... Это было сделано не только для облегчения обслуживания, но и потому, что не было возможности воспроизвести отдельные узлы. Однако изменения были внесены практически во все «донорские» узлы.
И вот, в 1961 году оба вновь построенных МАЗ-1500 вышли на старт первого этапа чемпионата СССР. Надо признать, выступления в обоих сезонах нельзя назвать блестящими. Лучший результат минской машины – 5 место на этапе. Но время шло, профессионализм пилотов рос, в конструкцию машины вносились некоторые изменения, делавшие ее все более «резвой». А на сезон 1963 года минчане смотрели с оптимизмом.
МАЗ-1500 в естественной среде обитания
Но это не сработало. Руководство автоспорта страны приняло решение ликвидировать класс 1600cc. На разработку новой, более мощной машины руководство МАЗ не выделило ни средств, ни ресурсов. МАЗ-1500 также перестали выпускать на трассу. И до наших дней эти машины не сохранились. Осталось всего несколько изображений среднего качества. Да еще и мелкосерийные модели, которые высоко ценятся коллекционерами. Но получить их все равно почти невозможно.
Миниатюры белорусского мастера Вадима Покровского
Добавить Автора
Оригинальный материал
Больше интересных статей в нашем блоге о Хабре. Доступные серверы для ваших проектов здесь.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Советский «Мерседес» или как в Минске строили спортпрототип.