С 2021 года в информационном поле активно обсуждается тема единого страхового полиса для автовладельцев из Беларуси и России. Ни много, ни мало, но летом 2023 года планировалось ввести этот документ в действие. Но лето уже сами понимаете на каком этапе, а простой страховки не было и нет. Почему?
Союзное государство Беларуси и России существует давно, договор о его создании был подписан еще в 1999 году. С этого момента был принят ряд совместных документов, направленных на интеграцию обоих государств, в том числе Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6 «Об основных направлениях реализации Договора о создании Союзного государства». Этот документ также содержит раздел о единых принципах страхового надзора. Любой специалист в данной области понимает, что эта задача крайне сложна по многим причинам, из которых мы выделим, на наш взгляд, самую важную - размер страхового рынка. По габаритам это как Лада Веста и БЕЛАЗ.
И с нашей стороны, и со стороны соседней страны были озвучены вполне конкретные даты – лето 2023 года, – когда страховые полисы, заключенные в Беларуси, будут действовать на территории России и наоборот. Планировалось покрывать страховые случаи по принципу системы страхования «Зеленая карта», которая не действует с лета этого года, и причиной тому стал санкционный режим.
Но санкции санкциями, а мы создаем свою единую систему, которая, как показывает практика, тоже, мягко говоря, пробуксовывает во времени. Причин великое множество, помимо той, о которой мы говорили выше, в том числе и цена полиса, о которой до сих пор ведутся споры. А вот цена страховки для автовладельца – принципиальный момент.
Чиновники с обеих сторон убеждены, что единый полис (ОСАГО) в цене если и изменится, то будет незначительно.
Обратите внимание: Cамые продаваемые новые иномарки в России.
Но эксперты из других областей настроены не столь оптимистично и приводят очень важный аргумент: стоимость транспортных средств и их обслуживания в последнее время значительно выросла, что может привести к увеличению расходов на страховку. Они называют этот процесс естественными причинами, от которых никуда не деться.«Пока рано называть абсолютную цифру (стоимость страховки. — О редакции), но она будет такой же. Проект концепции предполагает унификацию подходов к гражданско-правовой ответственности и на сегодняшний день находится в высокой степени готовности, говорил еще в 2022 году заместитель председателя комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и нормативным актам.
«Я считаю, что цена новой страховки будет золотой серединой между теми видами страхования ответственности, которыми сегодня пользуются автомобилисты в Беларуси и России. Но окончательную стоимость будет определять рынок и сами страховые компании, которые тоже не должны работать в убыток, заявил недавно одному из белорусских порталов тот же чиновник.
Такие фразы, как «золотая середина», «рынок решит» и «не должен работать в убыток», согласитесь, вовсе не означают, что индивидуальное страхование будет дешевле национального по действующим в Беларуси тарифам. И тут не надо винить чиновников - рыночные механизмы сегодня таковы, что если начать давить на них вручную, то вся система может рухнуть и привести к непредсказуемым результатам.
«Фактически впервые и в России, и в Белоруссии будут доступны два вида страхования. Первый будет действовать только на территории страны, где он был оформлен, второй — на территории Союзного государства, вне зависимости от того, где он был оформлен», — сообщали в свое время в Российском автостраховочном союзе.
Многие сходятся во мнении, что цена единого полиса однозначно будет выше, так как он включает в себя дополнительный риск по возмещению ущерба, причиненного транспортным средством в результате ДТП на территории Союзного государства, но при этом в другой отдельно взятой стране.
И вот главный вопрос: какие правила расчета расходов на страхование лягут в основу единой ОСАГО? Если российская, где стоимость страховки выше, в том числе за счет использования разных и множества коэффициентов, вряд ли белорусские автовладельцы испытают положительные эмоции. Если он белорусский, российские автовладельцы этому только обрадуются, так как страховка для них будет дешевле.
И что ты думаешь? По законам жанра, у кого больше, тот и победил. Но мы склонны к выводу, что игры мускулами в этом случае не будет, власти договорятся о золотой середине, а значит, единая политика будет стоить нам дороже, чем нынешняя национальная. Ждем 2024 года — именно в этом году чиновники обещают окончательно согласовать единую ОСАГО для государства союза. Или они снова не согласятся?
Страховые тарифы
В Беларуси тарифы регулируются Постановлением № 531 «Об определении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».
В России тарифы регулируются инструкцией ЦБ РФ № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
[мин]ТранспортПолезная ЭкономияМашинаАвтоИнтересноВодительФактыСтрахование ОСАГОИнформационноСоюзРеспублика БеларусьРоссияМеждугородниеПолитика 2 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Единая страховка для Беларуси и России: авто станет дешевле?.