В июне произошло первое заметное повышение цен на бензин с начала 2021 года, по крайней мере, по данным Росстата. Я постараюсь рассказать, что сейчас происходит с ценами на топливо и почему нынешнее повышение цен точно не последнее в этом году.
Кстати, как бы вы отреагировали, если бы я сказал вам, что нефтеперерабатывающий бизнес не такой прибыльный, как мы обычно думаем? Наверное смеяться в голос. Но не торопитесь с выводами – как говорится, не все так просто. Но вот вся правда, которую мы хотим узнать прямо сейчас. А также попробуйте подсчитать, насколько могут вырасти цены на топливо.
Лист получился цельным, так что можете просто послушать больше наглядных иллюстраций на моем ютубе:
В целом, если сравнить темпы роста цен на бензин с ростом инфляции, то можно увидеть, что в последние годы они двигались почти синхронно.
Фактически был только один момент, когда цены на бензин росли принципиально быстрее: в 2018 году. Но, как ни странно, НПЗ в то время не положили ни копейки в карман: при росте цен за год почти на 4 рубля за л, платежи в бюджет по итоговому налогу увеличились в среднем ровно на такую же сумму из-за резкого роста цен на нефть в рублях. Кроме того, рост акцизов в конце года, которые также просачиваются в государство, составил еще 1 рубль за литр. То есть доход с каждого проданного литра бензина даже уменьшился. И на самом деле снижение выручки как для НПЗ, так и для АЗС — не уникальное событие, а просто долгосрочная тенденция. Вот что получится, если из средней цены АИ-92 вычесть себестоимость добычи нефти, а также все налоги, такие как НДПИ, НДД, налоги и НДС:
И все становится совсем хуже, если мы еще и проиндексируем эту сумму на уровень инфляции. Так что да, то, что произошло в 2018 году, начинает свою ярко выраженную тенденцию с 14-15 лет.
Заодно немного обсудим, что из себя представляет рынок нефти в России.
Суммарная годовая добыча нефти составляет ок. 570 миллионов тонн, из которых ок. 45% идет напрямую на экспорт, а 55% остается в стране на переработку. Ключевым игроком на рынке является «Роснефть», добывающая чуть более 40% российской нефти, за ней следуют «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» с долями от 15 до 10% соответственно, а затем все остальные нефтяные компании, крупнейшая из которых — «Татнефть» с доля 5%.
На рынке нефтепереработки также существует олигополия: треть рынка занимают НПЗ, принадлежащие «Роснефти», еще треть суммарно — НПЗ «Лукойла» и «Газпрома», а независимые от крупных холдингов НПЗ занимают лишь 18% рынка.
При этом потребности внутреннего рынка в бензине покрываются примерно на 110%, а в дизеле более чем на 200%, так что расхожее мнение, что наши ленивые олигархи умеют только чистую нефть на экспорт гнать, оказывается не совсем верно - это ведь строить новые мощности только под 100% экспортные поставки, что только что подтвердилось к 2022 году, дело очень рискованное.А учитывая большие транспортные расходы, то и непонятно, выгоднее ли это, чем торговать обычными масло. Однако именно направление экспорта обычно во многом определяло цены на внутреннем рынке.
Так, когда границы для российских товаров были еще открыты, цены на бензин и дизтопливо строились по принципу экспортного паритета: из цен на европейском рынке вычитались расходы на доставку и таможенные пошлины, после чего получалась цена, по которой бензин можно было продавать на внутренний рынок и при этом не грустить из-за какой-то упущенной выгоды.
При этом имело место регулярное саморегулирование цен, что позволяло удерживать их примерно на уровне инфляции. Затем, с ростом цены барреля нефти, рубль обычно укреплялся, благодаря чему европейские цены на топливо пересчитывались в рубли достаточно стабильно. Но что-то пошло не так в 1818 году, и по итогам первых трех кварталов рубль ответил на 24-процентный рост мировых цен на баррель 14-процентным обесцениванием, в настоящее время сделав экспортные поставки аж на 40 % выгоднее, чем в начале года.
А поскольку бензин негласно считается в нашей стране социально значимым продуктом, как яйца, молоко и мука, властям пришлось договариваться с нефтяниками о том, что делать. При этом нельзя было использовать самые очевидные решения. Снижение налогов убило бы региональные дорожные фонды, так как эти деньги идут туда, а повышать экспортную пошлину на местах тоже было как-то странно, учитывая договоренности о так называемом налоговом маневре, предполагающем постепенное снижение налога до нуля , с параллельным увеличением платы за закрытие. В результате был придуман хитрый демпфирующий механизм, который примерно устанавливает некую ориентировочную цену на бензин в России, а власти компенсируют упущенную выгоду от внешних продаж нефтяникам, или наоборот, если вдруг становится выгоднее продавать бензин нефтяникам внутренний рынок, с которого потом будут взимать дополнительные сборы. Был дан и обратный налог на нефть — своего рода частичный возврат НДПИ, на часть добытой нефти, поступившей на нефтеперерабатывающие заводы в России. В ответ нефтяные компании пообещали не поднимать цены на бензин выше уровня инфляции.
Следовательно, если в графике по остатку денег от перепродажи бензина на НПЗ и АЗС учесть доход, полученный по этому механизму, то негативная ситуация в 21-22 годах фактически несколько нивелируется, тогда как в сытом 2020 г, именно нефтяники вернули часть сверхприбыли.
Но ближе к концу 2022 года наши власти посмотрели сначала на дыру в бюджете, потом на выплаты нефтяникам, потом снова на дыру в бюджете, снова на выплаты...
Обратите внимание: Нашел авто, которое не ломается, мало ест бензина, копеечный налог и сама стоит дешево, Toyota Prius 2012 г.в..
И пазл сложился! При дефиците бюджета в 3,3 трлн нефтяникам на конец года выплатили 3,1 трлн, из которых 2,2 пришлось именно на демпферные выплаты. В результате с 23 апреля скидки в формуле расчета демпфера увеличены на 5 долларов за тонну, или около 40 копеек за литр. Но властям этого, конечно, показалось мало: недавно в Госдуму поступил законопроект о снижении выплат на 50% с сентября, что с учетом влияния на формулу выходного пособия даст суммарную дополнительную нагрузку на предприятия отрасли около 30 млрд руб в месяц. Следовательно, с каждого литра бензина нефтяники будут терять чуть более 1 рубля. Власти объясняют это решение тем, что при отсутствии поставок в ЕС весь этот механизм потерял свой первоначальный смысл, а особых возможностей для экспорта бензина у нефтяных компаний по-прежнему нет, поэтому достаточно, как говорится, кормить Сечина из бюджета. Кроме того, в 2023 году увеличились объемы производства топлива: примерно на 5% по сравнению с уровнем 2022 года по бензину и на 10% по дизелю.Кстати, если вернуться к графику, который я показал в самом начале, то именно этот профицит в сочетании с экспортными проблемами объясняет, что впервые за 10 лет цена на бензин никак не изменилась в 2022 году, несмотря на солидный рост инфляции. Но правильно ли Минэнерго прогнозирует, что на рынке сохранится профицит и стабильные цены на бензин?
Например, по итогам первых 5 месяцев 2023 года экспорт бензина из России вырос до 2,5 млн — по данным «Ведомостей», на секунду это примерно на 37% больше, чем в 2022 году, и на 70% больше, чем в 2021 году. Неожиданно ключевым потребителем стала Нигерия, поставки в которую начались только в декабре. Впрочем, здесь пока можно успокоиться – курс нигерийской найры во второй половине июня упал почти на 40%, так что вряд ли это направление продаж останется прибыльным для российских нефтяников. Но на оптовом рынке бензина, где его покупают АЗС и некоторые крупные потребители, до сих пор царит паника, а цены бьют исторические рекорды:
В частности, контракты на продажу бензина, информация о которых направлена на Санкт-Петербургскую товарную биржу, с конца февраля стремительно росли, и на данный момент рост цен с начала года уже составил 60 %. Пока, однако, это всего лишь отслеживание 22-летнего движения, но тот факт, что цены не сильно упали даже на новостях о сокращении экспорта, настораживает. Средняя дельта между ценой покупки и продажи бензина (не путать с чистой маржой АЗС, так как есть еще транспортные расходы на доставку и все затраты на обслуживание на АЗС) от 12 до 21 года, в среднем составила 7 рублей за литр, тогда как текущая разница составляет чуть более 5 рублей/литр, что откровенно ставит под сомнение рентабельность независимых АЗС.
В итоге Минэнерго даже пригрозило возможностью ограничения экспорта, а ФАС потребовала увеличить продажи бензина напрямую через биржу, чтобы облегчить доступ к топливу более мелким игрокам. Однако общий тон властей пока крайне спокоен — его смягчает сокращение экспорта, а также завершение плановых ремонтов на некоторых НПЗ, что привело к росту производства примерно на 10% по сравнению с маем. Июнь.
Что же, давайте соберем воедино все факты, которые мы написали выше, и попробуем понять, как может измениться цена на бензин во втором полугодии? В оптимистическом сценарии предлагаю исходить из того, что производители и продавцы бензина просто сохранят ту же прибыль, что и в конце прошлого года, компенсируя изменения в налогообложении, а именно:
40 копеек, которые они потеряли от роста акциза.
Около 1,5 рубля на замену механизма заслонки.
Кроме того, себестоимость производства исторически росла темпами, опережающими инфляцию примерно на 15-20%, поэтому увеличение себестоимости на ~6% к концу года добавит еще 1 рубль к росту цен на бензин.
Ну а снижение маржи АЗС также потребует увеличения примерно на 2 рубля за литр, чтобы вернуться к исторически известным уровням рентабельности, тем более, что затраты на обслуживание растут из-за значительной доли иностранных комплектующих.
То есть компаниям придется компенсировать до 5 рублей за литр в сумме, чтобы не только начать зарабатывать меньше, чем раньше, что приведет к увеличению стоимости бензина на 6 рублей с НДС или ок. 4,5 рубля с учетом уже произошедшего подорожания.
При этом пока не ясно, как повлияет добровольное сокращение экспорта нефти на 500 тысяч баррелей за штуку с августа, которое мы обещали ОПЕК. Например, сокращение экспорта нефти может произойти из-за снижения добычи или из-за увеличения поставок бензина и дизельного топлива за границу. В обоих случаях это может оказать дополнительное давление на расходы на топливо на СТО, а не излишек масла, как всем хотелось бы.
Это позволяет рассматривать и негативный сценарий. Если вспомнить договоренности нефтяников о повышении цен не выше уровня инфляции, то общая кумулятивная инфляция за 2022-2023 годы ожидается не менее 20%, что фактически дает ей моральное право повышать цены на топливо на 9,5 рублей по сравнению с концом 2021 года, ну или 8 с плюсом по сравнению с сегодняшними ценами.
То есть я бы поставил на потенциальное повышение цен на бензин где-то в середине этого диапазона от 4,5 до 8 рублей за литр к концу года. При объеме рынка топлива для автомобилей около 70 млрд литров в год это увеличит ежемесячные расходы граждан России на топливо с 25 до 50 млрд рублей. А если вдруг не автомобилисты решили, что их это особо не волнует, то около 10%, то есть от 2,5 до 5 миллиардов норвежских крон в месяц, это увеличение стоимости грузовых перевозок, и они сидят в цене каждого товара , независимо от того, как вы его не приобрели.
Ну вот такие сегодня негативные прогнозы, может я и ошибаюсь в итоге, но думаю, что залить полный бак и пару лишних канистр точно стоит как можно скорее!
[мин] Прогноз цен на бензинЭкономикаВидеоYouTubeLongpost 4 Support SentimentsБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Прогноз цен на бензин.