Анализ рынка и прогноз цен на бензин в России: почему рост цен неизбежен

В июне 2023 года было зафиксировано первое с начала года существенное повышение цен на бензин, что привлекло внимание потребителей и экспертов. В этой статье мы детально разберем текущую ситуацию на топливном рынке, основные экономические механизмы, влияющие на стоимость бензина, и обоснуем, почему в ближайшее время следует ожидать дальнейшего роста цен.

Миф о сверхприбылях нефтепереработки

Существует распространенное мнение, что нефтеперерабатывающий бизнес невероятно прибылен. Однако реальность сложнее. Если проанализировать динамику, то окажется, что доходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и автозаправочных станций (АЗС) от продажи каждого литра бензина в последние годы не только не росли, но и снижались, особенно если учитывать инфляцию. Яркий пример — 2018 год, когда резкий рост цен на бензин почти на 4 рубля за литр был полностью нивелирован увеличением налоговых платежей в бюджет и ростом акцизов.

Наглядная иллюстрация: если из средней розничной цены бензина АИ-92 вычесть себестоимость добычи нефти и все налоги (НДПИ, НДД, акцизы, НДС), то чистая выручка для НПЗ и АЗС демонстрирует долгосрочную тенденцию к снижению, особенно с 2014-2015 годов.

Структура российского нефтяного рынка

Российский рынок нефти и нефтепродуктов характеризуется высокой концентрацией. Ежегодная добыча составляет около 570 млн тонн, из которых примерно 45% экспортируется, а 55% перерабатывается внутри страны. Ключевыми игроками являются:

  • «Роснефть» — контролирует около 40% добычи.
  • «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» — совокупно около 40%.
  • Прочие компании, включая «Татнефть» (около 5%).

На рынке нефтепереработки также доминируют крупные вертикально интегрированные компании. На НПЗ «Роснефти» приходится около трети мощностей, на заводы «Лукойла» и «Газпрома» — еще треть. Независимые нефтеперерабатывающие заводы занимают лишь 18% рынка.

Вопреки стереотипам, внутренний рынок полностью обеспечен бензином (производство покрывает потребности на 110%), а дизельным топливом — с большим запасом (более 200%). Это делает строительство новых мощностей исключительно под экспорт рискованным.

Механизмы ценообразования и демпфер

Исторически внутренние цены на бензин в России формировались по принципу экспортного паритета: из цен на европейском рынке вычитались расходы на логистику и пошлины. Это позволяло удерживать рост цен примерно на уровне инфляции. Однако в 2018 году эта модель дала сбой из-за ослабления рубля, что резко увеличило привлекательность экспорта.

Поскольку бензин считается социально значимым товаром, государство было вынуждено вмешаться. Была введена система демпферных выплат. Ее суть: когда экспорт становится намного выгоднее внутренних продаж, государство компенсирует нефтяникам часть упущенной выгоды, а те, в свою очередь, обязуются не поднимать цены выше инфляции. Когда ситуация обратная (внутренний рынок выгоднее), нефтяники делают обратные выплаты в бюджет.

Этот механизм в 2021-2022 годах помог несколько стабилизировать финансовое положение отрасли.

Почему система дала трещину?

К концу 2022 года власти столкнулись с серьезным дефицитом бюджета. При этом выплаты нефтяникам по демпферному механизму достигли колоссальных сумм: из 3,1 трлн рублей, выплаченных отрасли, 2,2 трлн пришлось именно на демпфер. В результате с апреля 2023 года формула расчета выплат была ужесточена (фактически уменьшены на ~40 копеек с литра), а с сентября планируется их сокращение еще на 50%. Это создаст дополнительную нагрузку на нефтяные компании в размере около 30 млрд рублей в месяц, или примерно 1 рубль с каждого проданного литра.

Власти аргументируют эти шаги тем, что после прекращения поставок в ЕС первоначальный смысл демпфера (уравнивание внутренних и экспортных цен) потерял актуальность, а возможности для экспорта топлива у компаний все равно ограничены.

Текущая ситуация и давление на цены

Несмотря на рост производства топлива в 2023 году, на оптовом рынке царит ажиотаж. Цены на Санкт-Петербургской товарной бирже с начала года выросли на 60%, достигнув исторических максимумов.

Маржа АЗС (разница между оптовой и розничной ценой без учета издержек) сократилась с исторических 7 рублей до примерно 5 рублей за литр, что ставит под вопрос рентабельность независимых заправок. Минэнерго и ФАС уже реагируют на ситуацию, угрожая ограничениями экспорта и требуя увеличения продаж через биржу.

Прогноз: на сколько могут вырасти цены?

Собрав все факторы воедино, можно смоделировать два сценария роста цен на бензин во втором полугодии 2023 года.

Базовый (оптимистичный) сценарий предполагает, что нефтяные компании просто компенсируют свои потери, чтобы сохранить прибыльность на уровне конца 2022 года. Для этого им необходимо покрыть:

  • Рост акциза: ~0.4 руб./л.
  • Сокращение демпферных выплат: ~1.5 руб./л.
  • Рост себестоимости производства (опережает инфляцию): ~1 руб./л.
  • Восстановление маржи АЗС до исторического уровня: ~2 руб./л.
Суммарно это дает необходимость повышения цены на ~4.9 руб./л. С учетом уже произошедшего с начала года подорожания, чистое увеличение к концу года может составить около 4.5 рубля за литр.

Пессимистичный сценарий исходит из формального соблюдения договоренностей нефтяников с государством — не поднимать цены выше уровня инфляции. Совокупная инфляция за 2022-2023 годы может превысить 20%, что дает моральное право увеличить стоимость бензина на 8-9.5 рублей по сравнению с концом 2021 года.

Таким образом, наиболее вероятный диапазон роста цен к концу 2023 года — от 4.5 до 8 рублей за литр. Для экономики это означает увеличение ежемесячных расходов россиян на топливо на 25-50 млрд рублей, а также рост затрат на грузоперевозки, что в конечном итоге отразится на стоимости практически всех товаров.

Учитывая эти прогнозы, можно сделать вывод, что текущее повышение цен — лишь начало коррекции, которая назревала несколько лет под влиянием структурных изменений в налогообложении, логистике и государственном регулировании топливного рынка.

Обратите внимание: Нашел авто, которое не ломается, мало ест бензина, копеечный налог и сама стоит дешево, Toyota Prius 2012 г.в..

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Прогноз цен на бензин.