В мире автомобилестроения встречаются не только выдающиеся, но и по-настоящему странные творения, рожденные фантазией эксцентричных личностей. Одной из таких диковинок стал уникальный автомобиль в форме лебедя, созданный не для свадебных кортежей, а, по задумке его владельца, для повседневного использования.

Необычный заказ шотландского бизнесмена
В 1910 году шотландский предприниматель Роберт Николл Мэтьюсон, проживавший тогда в Калькутте (Индия), обратился к английской фирме JW Brooke & Company с фантастическим заказом. Сегодня эта марка малоизвестна, но в начале XX века это была уважаемая компания, начинавшая с производства моторных лодок и прославившаяся, среди прочего, разработкой одного из первых шестицилиндровых рядных двигателей в 1903 году. Мэтьюсон же попросил мастеров построить автомобиль... в форме лебедя.

Версии происхождения идеи
Историки до сих пор спорят о мотивах богатого чудака. Наиболее правдоподобная теория связывает эту причуду с тем, что Мэтьюсон жил недалеко от зоопарка Калькутты, обладавшего одной из богатейших в мире коллекций птиц, где лебеди были обычным явлением. Не исключено и простое желание славы: в эпоху, когда автомобили сами по себе были редкостью, экипаж в виде птицы гарантировал всеобщее внимание.

Ручная работа и инженерные решения
Мастера компании блестяще справились с задачей. Кузов, имитирующий туловище лебедя, был вручную вырезан из дерева, а для создания эффекта оперения использовали гипс. Машина, получившая название Brooke 25/30HP Swan Car, весила около 3 тонн. Внутри это был полноценный лимузин с глухой перегородкой, отделявшей водителя от пассажирского салона. Для связи использовалась внутренняя система сигналов — своего рода «телеграф», с помощью которого пассажир мог передавать команды: «домой», «быстрее», «стоп» или «повернуть».

Орган и система охлаждения
Одной из самых удивительных особенностей автомобиля был встроенный орган. Хитроумная система направляла выхлопные газы двигателя по трубам, приводя в действие этот необычный музыкальный инструмент, звуки которого разносились по всей округе.
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.
Для комфорта в жарком индийском климате инженеры предусмотрели двойную крышу — прообраз современного кондиционера. Воздушная прослойка между ее слоями эффективно защищала салон от перегрева.
Единственный выезд и паника на улицах
Однако публичная карьера этого шедевра оказалась недолгой. После первого и единственного выезда на улицы Калькутты в апреле 1910 года местная газета описывала хаос, который он вызвал: «Женщины кричали. Экипажи съезжали с дороги. Буйволы, волы, козы, ослы, слоны, верблюды и местные жители в панике разбегались во все стороны». Власти были вынуждены запретить передвижение диковинного экипажа по общественным дорогам.

Дальнейшая судьба лебедей
Вскоре Мэтьюсон, заплативший за машину около 15 000 фунтов стерлингов, продал её пенджабскому махарадже Хире Сингху Набхе. Тот был так впечатлен, что заказал в Англии уменьшенную копию, известную как Baby Swan. Оба автомобиля хранились в семье махараджи до начала 1990-х годов, после чего их приобрёл голландский коллекционер Эверт Луман. К тому времени машины находились в плачевном состоянии: двигатели не работали, деревянные кузова были повреждены термитами и грызунами.

Вторая жизнь в музее
После тщательной реставрации автомобили-лебеди обрели вторую жизнь. Сегодня они являются жемчужинами коллекции Автомобильного музея Лумана в Гааге и периодически выставляются на престижных ретро-шоу, таких как Rétromobile в Париже, продолжая удивлять публику спустя более чем столетие после своего создания.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Странные машины: что вы знаете об автомобиле-лебеде.
