Атмосферный или турбированный двигатель: что надежнее и практичнее в современных реалиях?

Среди автомобилистов не утихают споры о выборе двигателя. С одной стороны, поклонники атмосферных моторов утверждают, что они надежнее, работают плавнее, лишены турбоямы и сложных систем, сокращающих ресурс. С другой стороны, сторонники турбонаддува приводят в пример такси с пробегом за 300 тысяч километров и подчеркивают преимущества в динамике и экономичности. Где же правда и на чем остановить свой выбор?

Популярные представители на рынке

На вторичном рынке без труда можно найти автомобили с турбированными 4-цилиндровыми двигателями. Особенно распространены агрегаты от концерна Volkswagen Group (VAG), которые устанавливаются на модели Audi, Skoda, SEAT и Volkswagen. Среди них лидером по популярности долгое время был 1.4-литровый TSI мощностью 122 или 150 л.с. Этот мотор использовался не только в компактных автомобилях B- и C-класса (Audi A3, VW Golf, Polo, Skoda Octavia), но и в более крупных кроссоверах, таких как VW Tiguan и Skoda Kodiaq.

Основными конкурентами немецких турбомоторов стали корейские силовые агрегаты от Hyundai и Kia. В отличие от европейцев, корейские инженеры долгое время делали ставку на классические атмосферные двигатели. Это позволяло избежать установки дорогостоящих и сложных систем наддува. В России наибольшее распространение получили двигатели семейства Theta II (с 2008 года) и их модернизированная версия Nu. Они устанавливались на множество популярных моделей: Hyundai Tucson, Sonata, Creta, Kia Sportage, Optima и других. Многие считают, что отсутствие турбины автоматически означает высокую надежность, но это не совсем так.

Хлипкие конструкции: миф о неубиваемости атмосферников

Несмотря на распространенное мнение, современные атмосферные двигатели ломаются не реже своих турбированных собратьев. Чтобы соответствовать жестким экологическим нормам без использования турбонаддува, инженерам пришлось усложнять другие системы. В результате появились капризные механизмы газораспределения и сложные системы впрыска топлива. В погоне за экономией топлива также уменьшались вес и размеры деталей (поршней, шатунов), что негативно сказалось на общем ресурсе агрегата.

Еще одна проблема — конструкция блока цилиндров. Зачастую гильзы не подлежат расточке, и при появлении задиров требуется их дорогостоящая замена. Особенно критично это проявляется в зимний период: если начать движение без полноценного прогрева и дать нагрузку на холодный двигатель, поршень может поцарапать стенку цилиндра из-за недостаточных тепловых зазоров.

Обманчивые характеристики: мощность против момента

На бумаге 2-литровый атмосферный двигатель часто выглядит мощнее малолитражного турбоагрегата.

Обратите внимание: Какие подержанные автомобили лучше покупать рейтинг надёжности. Авто обзор. Вторичка..

Однако чтобы реализовать эту мощность, мотор нужно раскручивать до высоких оборотов, что приводит к огромному расходу топлива. В реальных условиях, при движении на оборотах 2500–3000 об/мин, атмосферник не выдает максимальную тягу и проигрывает в динамике турбированному конкуренту, который уже на низких оборотах готов отдать полный момент.

Ключевой параметр для оценки повседневной динамики — не мощность, а крутящий момент. Именно он определяет тягу и приемистость автомобиля. Например, 1.4-литровый турбомотор развивает свой максимальный крутящий момент (около 200 Нм) уже при 1750–2000 об/мин. Сопоставимый по мощности атмосферный двигатель выходит на пик момента лишь при 3000–4000 об/мин. Поэтому в городском потоке и при обгонах машина с турбонаддувом ощущается гораздо бодрее и отзывчивее, особенно на низких и средних оборотах.

Надежность: у каждого свои слабые места

Турбины, безусловно, могут выходить из строя. При агрессивной езде возможно прогорание колец и закоксовывание масляных каналов, а при спокойной — закисание приводной геометрии (вестгейта). Турбину часто можно отремонтировать — почистить и восстановить. В самих турбированных моторах проблемы часто связаны с образованием нагара на клапанах (из-за системы непосредственного впрыска) и закоксовыванием форсунок. Однако с базовым износом деталей цилиндропоршневой группы у них зачастую дела обстоят неплохо.

Подводя итог, можно сказать, что недостатки есть у обоих типов двигателей. Времена, когда простые атмосферные моторы могли пройти миллион километров, прошли. Современные облегченные и оптимизированные под экологию агрегаты, будь то атмосферные или турбированные, часто рассчитаны на пробег в районе 200 000–300 000 км до капитального ремонта. Выбор между ними — это, скорее, вопрос личных предпочтений: кому-то важнее доступная тяга «с низов» и экономичность, а кому-то — кажущаяся простота конструкции.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Все о надежности силовых агрегатов.