Цифры, характеризующие экономическое состояние страны, скучны и большинству нормальных людей кажутся делом бесконечно далеким от обыденной жизни. Но показатели экономики Германии наглядно доказывают, что весь этот макроэкономический абсурд выливается в более чем осязаемые эффекты даже для тех, кто не выносит разговоров на такие «отвлеченные от реальности» темы.
Ну какая разница, например, что в 2023 году ВВП Германии почти обречен упасть на какие-то нелепые 0,4%! На первый взгляд, это ерунда. Но фишка в том, что Германия является основным донором бюджета ЕС. И если что-то пойдет не так с экономикой, многое «разлетится». Какой позор! Но как насчет нас?
Дело в том, что ВВП Германии, в отличие от многих других европейских стран, всегда во многом базировался на тяжелой промышленности. Которая, в свою очередь, до недавнего времени пользовалась преимуществами доступа к недорогим российским природным ресурсам с силой и капиталом. Сейчас из-за Украины немцы фактически сами от них отказались. Все знают о дороговизне природного газа, который теперь покупают не у нас, а у американских компаний. И это медленно, но верно подрывает конкурентоспособность немецкой промышленности в целом и автомобильной промышленности в частности. Ведь без этого сырья и энергии, вырабатываемой газовыми электростанциями, невозможно производить комплектующие или собирать автомобили на конвейерных лентах.
Результаты уже видны. Косвенным индикатором проблем немецкого автопрома можно считать текущие показатели экспорта. Известно, что до 20% экспортируемой из Германии промышленной продукции составляют автомобильные двигатели. С начала 2023 года поставки «движков» в Китай сразу сократились более чем на четверть. Отличительный штрих, не так ли?
Переход всего и вся в автопарке ЕЭС (и особенно Германии) на электрическую тягу многим кажется шансом для местного автопрома рвануть в будущее. Ключом к этому является литий, который используется для изготовления тяговых аккумуляторов для электромобилей. Однако собственных месторождений - приличного объема - лития на территории так называемой старой Европы нет. А цена на международных рынках резко подскочила с 12 000 долларов за тонну карбоната лития в начале 2021 года до нынешних 83 000 долларов за тонну.
Обратите внимание: Dodge Power Wagon 1999 года указал на будущее экологичных пикапов уже более 20 лет назад.
Важнейшими поставщиками металла являются Китай и ряд стран Южной Америки. Также, как выясняется, китайский капитал контролирует немало компаний по добыче лития по всему миру. То есть переход на электротранспорт явно не растянет немецкий автопром: мало того, что бензин сейчас дорогой…А у Германии более чем зримые перспективы стать родиной очень и очень дорогих автомобилей. Дорого даже для местных жителей, которые медленно, но явно беднеют: в этом году потребительский спрос у тех же немцев снизился на 1,7%.
Явный спад уже наблюдается в химической, металлургической и строительной отраслях Германии. Речь идет об угрозе существованию в общей сложности примерно 600 тысяч рабочих мест. Если все это дело «рухнет», сразу рухнет спрос на местном авторынке.
Для «премиума» такой сценарий относительно терпим. Некоторое время он сможет эксплуатировать «понты» состоятельных покупателей по всему миру, повышая цены на свою продукцию. Не очень долго, потому что те же корейцы и китайцы уже наступают ему на пятки. Для всех остальных марок автомобилей в Европе «даже не светит подобный выход из ситуации». И кстати, это касается не только немецких автомобилей, но и машин производства Франции, Италии и Румынии.
Поэтому у немецкого (и вообще европейского) автопрома есть только один выход: бежать из дома! То есть закрыть производство, которое вот-вот станет убыточным в старом мире, и перенести его в тот же Китай. Не только потому, что это гигантский авторынок. Просто больше некуда идти. В США, как все понимают, бюджетный Dacia Logan или компактный VW Golf будут интересны лишь небольшой группе «тонких ценителей». На азиатском и ближневосточном рынках много не продастся, «камбэк» в Россию не рассматривается по понятным причинам. Индия? Но там бюджетный рынок уже очень конкурентный.
Получается, что в ближайшем будущем легендарные немецкие автомобильные марки останутся «немецкими» только с точки зрения штатных маркетологов. Львиная доля производства автомобилей может спокойно утекать населению в Китай. Тем более, что "плацдармы" - серьезные промышленные предприятия и конструкторские центры - там имеются у всех "немцев". А потребителю остается только ждать неизбежного.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Невеселое будущее европейского автопрома.