Экономический спад Германии и его последствия
События на Украине и последовавшие за ними санкции против России оказывают всё более ощутимое давление на экономику Европы, и в особенности Германии. Автомобильная промышленность, которая десятилетиями была символом немецкого экономического чуда, сейчас стоит на пороге фундаментальных изменений и даже рискует исчезнуть в привычном нам виде.
Макроэкономические показатели, такие как прогнозируемое падение ВВП Германии на 0,4% в 2023 году, могут казаться абстрактными цифрами. Однако для Германии, являющейся главным донором бюджета Евросоюза, даже такой спад имеет серьёзные системные последствия. Проблемы в экономическом локомотиве ЕС неизбежно отразятся на всей европейской стабильности.
Энергетический кризис бьёт по промышленности
Основа немецкого экономического могущества — мощная тяжёлая промышленность, которая долгое время зависела от стабильных и относительно недорогих поставок российских энергоресурсов. Отказ от них в рамках санкционной политики привёл к резкому росту цен на природный газ, который теперь закупается по высоким ценам у других поставщиков, например, у США. Это напрямую подрывает конкурентоспособность немецких заводов: производство комплектующих и сборка автомобилей требуют огромных затрат энергии, которые теперь стали неподъёмными.
Тревожные сигналы: падение экспорта и дорогой литий
Первые тревожные звоночки уже звучат. Например, экспорт автомобильных двигателей из Германии, на который приходится до 20% всего промышленного экспорта страны, в Китай за начало 2023 года упал более чем на 25%. Это явный индикатор снижения спроса и производственной активности.
Казалось бы, переход на электромобили мог бы стать для Европы спасительным трендом. Однако здесь возникает другая критическая зависимость — от лития, ключевого компонента аккумуляторов. Собственных значимых месторождений в Европе нет, а цена на карбонат лития на мировом рынке взлетела с 12 000 долларов за тонну в начале 2021 года до 83 000 долларов сегодня. Ключевыми игроками на этом рынке являются Китай и страны Южной Америки, причём китайский капитал контролирует множество добывающих предприятий по всему миру. Таким образом, даже «зелёный» переход не станет панацеей для немецкого автопрома, а лишь усилит его зависимость от внешних поставщиков.
Обратите внимание: Dodge Power Wagon 1999 года указал на будущее экологичных пикапов уже более 20 лет назад.
Сужение рынка и стратегия бегства
Всё это ведёт к тому, что автомобили немецкого производства становятся всё дороже даже для самих немцев, чей потребительский спрос в этом году снизился на 1,7%. Спад уже наблюдается в смежных отраслях — химической, металлургической и строительной, что ставит под угрозу около 600 тысяч рабочих мест. Падение внутреннего спроса неминуемо ударит по авторынку.
Премиальные бренды какое-то время смогут держаться на плаву за счёт глобального статуса и лояльности состоятельных клиентов, повышая цены. Однако и их теснят конкуренты из Азии. Для массового сегмента (VW, Opel, французские, итальянские марки) такой вариант не подходит. Их единственным логичным выходом из ситуации становится перенос производств в регионы с более низкими издержками.
Альтернатив, по сути, нет. Американский рынок не заинтересован в европейских бюджетных компактных автомобилях. Возврат на рынки Ближнего Востока, Азии или России либо невозможен, либо не сулит больших объёмов. Индийский рынок уже перенасыщен и высококонкурентен в бюджетном сегменте.
Будущее: немецкие бренды, китайская сборка
Таким образом, наиболее вероятный сценарий — масштабный перенос производственных мощностей немецкого и общеевропейского автопрома в Китай. Это не только огромный рынок сбыта, но и место, где уже создана необходимая инфраструктура: у всех крупных немецких концернов там есть свои заводы и инженерные центры. В ближайшем будущем легендарные немецкие марки могут остаться «немецкими» лишь по названию и дизайну, в то время как львиная доля их автомобилей будет производиться в Китае. Потребителям во всём мире, включая Европу, остаётся лишь смириться с этой новой реальностью.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Невеселое будущее европейского автопрома.
