Стратегический шаг для автопрома
Министерство промышленности и торговли инициировало проект, направленный на оперативное вовлечение в работу простаивающих мощностей бывшего завода Toyota в Ленинградской области. Ключевым элементом этого плана является передача предприятия концерну «Алмаз-Антей». Данная мера позиционируется как важный шаг для достижения целей, заложенных в долгосрочной стратегии развития российского автомобилестроения до 2035 года. Хотя стратегия сама по себе оценивается положительно, возникает закономерный вопрос: останется ли место для бренда Toyota на этом заводе после завершения переходного периода и возможного возвращения к выпуску гражданской продукции?
Путь к продаже: от поисков к решению
Японская компания остановила производство на своей площадке в Шушарах ещё весной 2022 года. Последующие месяцы были потрачены на попытки найти решение проблем с поставками комплектующих и выстроить новые логистические цепочки. Эти усилия не увенчались успехом, что привело к осеннему решению о консервации завода и его выставлении на продажу. Интересно, что ранее Toyota получала предложение от НАМИ о передаче объекта за символическую сумму с правом обратного выкупа, однако японская сторона предпочла иной путь. Ситуация кардинально изменилась спустя полгода.
Поиск инвестора и роль НАМИ
Объективно, в России долгое время не находилось инвестора, готового взять на себя ответственность за эту промышленную площадку и запустить на ней какое-либо производство. От предложений отказались такие гиганты, как КамАЗ и АВТОВАЗ, предпочитающие развивать собственные региональные мощности.
Обратите внимание: Обзор новой Mazda СХ-9.
В этой ситуации Национальный исследовательский центр «НАМИ» выступил в роли промежуточного, «нейтрального» звена, что было важно для Toyota, стремящейся избежать рисков вторичных санкций. Функция научного центра была временной, подобно «передержке». Изначально не планировалось, что НАМИ будет заниматься здесь серийным выпуском автомобилей. В итоге эстафету принимает «Алмаз-Антей», а точнее — АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей».Военно-промышленный вектор и итоги для Toyota
Продажа предприятия Минпромторгом, в которой «Алмаз-Антей» участвовал с самого начала (в частности, через «Обуховский завод»), сама по себе не является сенсацией. Однако символический аспект этой сделки весьма значим: японский автозавод переходит под контроль российской оборонной корпорации, находящейся под международными санкциями. Сложно даже представить сценарий, при котором японская сторона стала бы финансировать выкуп предприятия в пользу ВПК. Такого не произойдет. В свете этого вероятность возобновления в России производства таких моделей, как RAV4 или Camry, упала практически до нуля. Этот итог был фактически подтвержден Министерством промышленности и торговли.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Предприятие в Шушарах начнет выпуск новой продукции к 2026 году.
