Апрель 2023 года стал первым месяцем, когда российский рынок новых легковых автомобилей продемонстрировал рост в годовом сравнении. Однако за этой позитивной цифрой скрывается сложная и неоднозначная реальность. Портал «АвтоВзгляд» проанализировал доступные данные, чтобы понять истинное положение дел в отрасли.
Важно сразу сделать оговорку о качестве статистики. Ключевой источник информации прошлых лет — комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) — больше не может считаться исчерпывающим. Его база данных стала объективно неполной по двум основным причинам.
Во-первых, в отчетах АЕБ не учитываются автомобили, ввезенные по схемам параллельного импорта, объем которых сейчас превышает 10% всего рынка. Игнорировать такой значительный сегмент некорректно. Во-вторых, ряд крупных игроков, включая BMW, Mercedes-Benz и китайские бренды Chery (со всеми суббрендами), предоставляют данные только ежеквартально. Если продажи немецких марок незначительны, то отсутствие ежемесячных цифр по активно растущим китайским компаниям серьезно искажает общую картину.
Рост на фоне прошлогоднего обвала
Несмотря на проблемы с данными, некоторые выводы сделать можно. Согласно отчету АЕБ, продажи новых автомобилей в апреле 2023 года выросли на 70,6% по сравнению с апрелем 2022-го. Однако этот рост необходимо рассматривать в контексте: в апреле прошлого года рынок рухнул на 78,5% относительно 2021 года. Таким образом, сравнивать текущие показатели с катастрофически низкой базой прошлого года — значит создавать иллюзию восстановления.
Реальная картина выглядит иначе. Если взять за точку отсчета более стабильный 2021 год, то в апреле 2023-го рынок все еще находится в глубоком минусе. Два года назад за месяц было продано 152 тысячи автомобилей, а в 2023-м — лишь 54 тысячи. Это означает падение на 64,3%. Поэтому говорить о серьезных успехах, отталкиваясь от «дна» 2022 года, не совсем корректно.
Обратите внимание: Приборная панель в любом авто, ты уверен что все знаешь о ней ? Дорогие Дамы и Господа, это автонаходка !.
Отечественный лидер АВТОВАЗ, хотя и пострадал меньше рынка в целом (падение на 27%), все еще не может в полной мере воспользоваться ситуацией. Несмотря на определенный прогресс, например, возобновление выпуска Весты с полным комплектом систем безопасности, текущие модели по-прежнему уступают докризисной продукции в классе и качестве. Остается надежда на возвращение в недалеком будущем флагманского семейства XRAY в полноценной, а не упрощенной комплектации.
Прочие бренды, оставшиеся на рынке, демонстрируют впечатляющий процентный рост, но их абсолютные показатели продаж пока невысоки. Китайские производители, нынешние лидеры Haval и Geely, показывают трех- и четырехзначный рост, что во многом объясняется «эффектом низкой базы» — в прошлом их продажи были минимальны. Для сравнения: два года назад они занимали бы лишь 8-е и 9-е места в рейтинге, уступая Toyota и Nissan.
Стратегические вызовы и роль китайских брендов
Даже самые успешные китайские компании пока не достигли объемов, которые демонстрировали ушедшие корейские гиганты Kia и Hyundai, продававшие по 19 и 15 тысяч машин в месяц. Однако их дальнейший рост не только возможен, но и стратегически важен для России по нескольким причинам.
Во-первых, это позволит окончательно насытить рынок, испытывающий острый дефицит предложения. Во-вторых, такой успех стал бы демонстрацией для ушедших брендов, показав, что они потеряли перспективный сегмент. В-третьих, это поможет «застолбить» рынок, создав высокие барьеры для возвращения прежних игроков и сделав их возможное возвращение экономически сложным. Пока же китайские производители лишь укрепляются в уверенности, что их стратегия экспансии верна, а российский рынок без западных компаний испытывает значительные трудности.
В целом, российский авторынок остается «больным». Для его реального, а не статистического восстановления требуются активные и грамотные действия, а не пассивное ожидание. Однако складывается впечатление, что некоторые министерства и ведомства, в частности Минпромторг, предпочитают делать вид, что кризис преодолен. Их усилия зачастую сосредоточены не на решении насущных проблем отрасли, а на лоббировании нишевых проектов, таких как развитие электромобилей, в то время как базовые потребности рынка остаются неудовлетворенными.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Один лишь Минпромторг уверен, что дела налаживаются.

