Эволюция колес: почему автопроизводители увеличивают размер дисков и шин

За последние двадцать лет в автомобильной индустрии произошла заметная эволюция в размерах колес. Если раньше стандартом для легковых машин были 14-15-дюймовые диски, то теперь нормой стали 16 и 17 дюймов, а для кроссоверов — даже 19-дюймовые. Что же стоит за этой тенденцией к увеличению? Давайте разберемся в причинах, которые движут инженерами и дизайнерами.

Исторический контекст и разнообразие решений

Интересно, что большие колеса — не новшество. Еще в 1930-х годах некоторые модели оснащались впечатляющими по размеру колесами, что было связано с плохим качеством дорог того времени. Яркие примеры — Citroen 2CV с шинами 125/80 R15 и Volkswagen Kafer с колесами 165/70 R15.

Позже, в конце 1950-х, появился компактный Mini на 12-дюймовых колесах. В 1980-е годы для многих автомобилей были характерны шины с высоким профилем и средним посадочным диаметром. Например, на машины среднего класса, такие как Ford Sierra и Opel Ascona, ставили 13-дюймовые диски, а на более крупные модели вроде BMW 5 серии (E28) или Audi 100 — 14-дюймовые.

Тенденция к увеличению диаметра стала особенно заметной в последние десятилетия. Этот процесс хорошо иллюстрирует эволюция модели Opel Astra: от 13-дюймовых колес на Astra F до 16-дюймовых на современных поколениях.

Преимущества больших колес

Одной из очевидных причин перехода на большие диски является эстетика. Крупные, стильные колеса придают автомобилю солидный и современный вид, становясь важным элементом дизайна.

Однако за внешней красотой стоят и технические причины. Современные автомобили становятся тяжелее, мощнее и больше в размерах. Широкие шины с увеличенным диаметром обеспечивают большую площадь контакта с дорогой. Это напрямую улучшает управляемость, курсовую устойчивость и эффективность торможения.

Кроме того, рост посадочного диаметра дисков часто связан с увеличением размеров тормозных механизмов. Мощные суппорты и тормозные диски просто не помещаются под колеса малого диаметра.

Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.

Недостатки и компромиссы

У медали есть и обратная сторона. Низкопрофильные шины, которые идут в комплекте с большими дисками, хоть и улучшают отклик руля, но ухудшают комфорт. Подвеска испытывает повышенные нагрузки от ударов о неровности, что может сократить срок службы ее элементов.

Тяжелые колеса с большими дисками негативно сказываются на динамике разгона и расходе топлива. Производители это признают. Например, Toyota указывает, что запас хода Prius PHEV на 19-дюймовых дисках меньше, чем на 17-дюймовых.

Особый случай: электромобили и редкие размеры

Для электромобилей и гибридов, где используется рекуперативное торможение, мощные тормоза не так критичны. Рациональнее оснащать их специальными легкими дисками и энергоэффективными шинами для увеличения запаса хода.

Отдельная проблема — нестандартные размеры. Найти редкие диски или шины сложно, и стоят они дороже. Это может стать неожиданностью для владельцев как новых специализированных моделей, так и старых автомобилей, как, например, «Таврия», для которой требовались особые переходники для шиномонтажа.

Заключение

Выбор размера колес — это всегда компромисс между внешним видом, управляемостью, комфортом, экономичностью и стоимостью обслуживания. Большие диски улучшают эстетику и ходовые характеристики, но могут снизить комфорт, увеличить расход и создать проблемы с поиском резины. Прежде чем выбирать нестандартный размер, стоит взвесить все за и против.

Вам нравятся современные, низкопрофильные колеса большого диаметра? Высказывайтесь в комментариях!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: За последние два десятка лет легковые машины с колес диаметром 14-15 дюймов перешли на 16 и даже 17 диски.