Эксклюзивное интервью с Виктором Нащанским

Бренд Omoda, ворвавшийся на российский рынок чуть более полугода назад, сумел добиться беспрецедентной популярности, причем всего с одной моделью в своем портфолио. Как бренду удалось за столь короткое время попасть в «топы», когда и какие новинки пополнят ассортимент, стоит ли ждать рамных внедорожников и локализации производства? На эти и другие не менее интересные вопросы портала «АвтоВзгляд» ответил глава российского представительства Omoda Виктор Нащанский.

- Я, наверное, не буду спрашивать о позиционировании бренда Omoda, который уже более полугода активно развивается на российском автомобильном рынке. Все мы уже знаем, что речь идет о модных тенденциях, стиле, инновациях и технологиях. Но что за зверь этот Джеку и какое ему дело до Омоды?

— Jaecoo — это мировой бренд, и сейчас мы работаем над маркетинговой стратегией, подбираем амбассадоров и усиленно готовим запуск в России. Первые омологированные автомобили уже прибыли в Россию, и сейчас мы начинаем процесс их сертификации. Первая модель, кроссовер Jaecoo J7, готовится к продаже в сентябре, но предзаказы открываются в августе, а заказать автомобиль можно будет онлайн. Вторая новинка — кроссовер Jaecoo J9 — поступит к дилерам ближе к концу 2023 года. И это не Chery Tiggo 9, который будет продаваться на российском рынке.

- Что на самом деле означает имя Jaecoo?

— Название, как и в случае с «О, мода», здесь тоже двоякое: Jäger — с немецкого означает «охотник», а Cool — с английского — «крутой». Позиционируется как городской, модный, своего рода пижон-исследователь. И для мегаполиса, и для рыбалки. Более того, продукция Jaecoo рассчитана на покупателей с утонченным вкусом.

- Для премиальных клиентов?

- Нет, это не премиум-сегмент, но и не масс-маркет. Бренд будет позиционироваться на ступени между Exeed и Omoda.

- То есть можно сказать, что это золотая середина?

- Я бы сказал, что это нечто оригинальное, отличное от других. Автомобили Jaecoo сочетают в себе современные материалы, изысканный дизайн и передовые технологии.

- Мнение такое же, как и в группе VAG: Шкода, Фольксваген, Ауди?

- Да, можно так сказать. Кстати, мы регулярно собираем статистику по автомобилям, которые покупатели Omoda сдают в Trade-in, и там достаточно большое количество немецких моделей. В том числе призы. Например, BMW X1 и X3, а также японский Lexus NX.

- Как вы думаете, потребители отказываются от премиум-класса из-за боязни остаться без должного обслуживания, запчастей и гарантии?

- Точно. С Omoda мы тоже изначально ориентировались на молодую аудиторию, а сейчас, учитывая, какие клиенты покупают наши автомобили, позиционирование стало намного шире. Нашу продукцию высоко ценят люди старше 50 и даже старше 60 лет, занимающие активную жизненную позицию и интересующиеся новыми тенденциями. Это оправдано, ведь у нас хорошие условия обслуживания, гарантийная поддержка и, конечно же, приемлемое качество самой продукции.

Стереотипы о том, что китайский автопром не надежен, давно канули в лету. Кроме того, мы предлагаем совершенно неординарный дизайн, привлекающий внимание каждого. А автомобили даже в стандартной версии щедро оснащены опциями, которые раньше были доступны только в премиум-сегменте.

- Но вернемся к Джеку. Кроссоверы этой марки будут продаваться на базе дилеров Omoda?

- Автомобили Jaecoo будут продаваться через объединенную дилерскую сеть Omoda и Jaecoo, а также через их собственные бутики. В 2023 году к приему клиентов будут готовы 120 автосалонов обеих марок.

— Вы не боитесь внутреннего каннибализма, учитывая обилие других брендов в портфеле материнской компании Chery?

- Существуют внутренние руководства для целевых групп в рамках позиционирования бренда. Покупатели разных брендов в группе не пересекаются. Каждый бренд имеет свою историю, ДНК, каждый из продуктов обладает уникальными характеристиками, отличающимися друг от друга. У нас есть четкое представление о том, кто и где бьет и на какую долю рынка они ориентируются. Конечно, нельзя сказать, что все эти ожидания всегда совпадают с реальностью, но в некоторых случаях нам даже удается их превзойти.

- Что у тебя на уме?

- Сейчас на рынок выходит огромное количество китайских брендов, которые еще не до конца решили проблемы с логистикой и той же нехваткой микросхем. А у нас таких сложностей нет благодаря слаженной работе внутри группы и большому «накатанному» опыту взаимодействия с поставщиками и ритейлерами. Даже перевозчикам, занимающимся международными перевозками автомобилей, выгодно работать только с теми, кто наладил регулярные поставки как автомобилей, так и комплектующих.

- Какие из китайских брендов вы могли бы назвать своими конкурентами?

— Для нас стало большим сюрпризом, что когда мы играем с кроссовером Omoda C5 в сегменте «В», максимум в «В+», нас повсеместно сравнивают с моделями С-класса. Например, с Haval F7. Да, и мы, и наши покупатели практически не сравниваем наш продукт с Haval Jolion и Geely Coolray.

- А какую долю вы намерены занять в России?

- На сегодняшний день мы достигли доли в 3,4%. А с запуском нового седана Omoda S5 она увеличится до 4%. Это если мы говорим о ближайших двух месяцах. Что касается годовых показателей, то, кажется, никто не осмелится предсказать какие-либо цифры. Рынок настолько специфичен и нестабилен, что даже если, по некоторым оценкам, к концу года в России будет продано от 700 000 до 1 150 000 автомобилей, наша доля в 4% — это хороший показатель. Однако в любом случае ожидается его рост. Если мы заняли нишу, мы ее не упустим. Наша цель – шаг за шагом войти в ТОП-5 китайских брендов на российском рынке. И я уверен, что мы добьемся этой цели.

Что ж, амбициозно. А если кризис усугубится?

- Мы движемся по нескольким направлениям, чтобы никакие катаклизмы не повлияли на нашу работу - от расширения круга поставщиков и увеличения складских запасов всех необходимых комплектующих до правильного ценового позиционирования без ущерба для автомобильной техники. Мы работаем как сознательный китайский бренд, стратегия которого основана на 15-летнем опыте присутствия материнской компании Chery на российском рынке. Ввозим в Россию готовый продукт, получаем все необходимые документы, например ОТТС, в отличие от других молодых брендов, выходящих на российский рынок. Мы за максимальный вариант, не предполагающий дополнительных затрат со стороны потребителя.

- Сложно ли согласовать с головным офисом в Китае внедрение некоторых функций в автомобиле для российского рынка? Например, подогрев лобового стекла, рулевого колеса или системы разметки?

- Сначала нужно правильно сформулировать запрос, а потом реализовать его технически. Также некоторые базовые доработки в Китае проводятся достаточно быстро — многие вещи решаются буквально за месяц. Китайцы достаточно гибки в этом плане, но в то же время нам приходится обосновывать потребности рынка, используя мнения экспертов и потребителей. Мы очень часто привлекаем к обсуждениям дилеров и партнеров. А если надо добавить продукт, то это происходит в разы быстрее, чем у японцев и корейцев.

Коллеги из Китая прислушиваются к нам не только в том, что касается интеграции каких-либо опций, но и в том, что касается расширения цветовой палитры. Также в нашей команде теперь много людей из разных марок автомобилей, в том числе премиум класса. Китайцы опираются на этот опыт. И как я уже говорил, мы постоянно получаем обратную связь от клиентов, общаемся с ними на форумах, конференциях и встречах, наконец, у дилеров. Все это мы выносим на обсуждение, где принимаются окончательные решения.

- Я понял: нет ничего невозможного. А какие еще новинки, помимо седана Omoda S5 и кроссоверов Jaecoo, появятся в России в 2023 году?

- Мы готовим седан с приставкой GT, который дополнит серию Omoda S5 элементами агрессивного дизайна, другим оформлением салона и более мощным бензиновым двигателем. По сравнению с обычным седаном S5 автомобиль будет выглядеть иначе: неординарно и привлекательно. Это будет спортивная версия модели с целым рядом приятных дополнений. В продаже у официальных дилеров GT появится в июле. А завершит парад премьер в 2023 году наш первый электромобиль — кроссовер Omoda C5 EV, старт продаж которого на российском рынке запланирован на октябрь-ноябрь.

— Рассматриваете ли вы возможность выхода в сегмент рамных внедорожников? Сейчас эта ниша практически пуста.

- Потенциал наших научно-исследовательских центров по исследованиям и разработкам безграничен. Кроме того, наша команда состоит из специалистов с большим опытом работы. Особенно от General Motors, Jaguar Land Rover, Opel. Но потребность в крупнорамных внедорожниках, как видим, с каждым годом снижается. Сейчас потребители по-прежнему предпочитают комфорт и ежедневное использование, так сказать, в привычных условиях.

— Вот, например, Haval занял эту нишу со своей моделью H9, у которой фактически нет конкурентов. Да, продажи низкие, но бренд набрал свою долю в сегменте…

- Плох тот бизнесмен, который не считает деньги. И запуск любого продукта должен происходить с пониманием емкости рынка. Если объем продаж не оправдывает вложений, особенно необходимых для кастомизации автомобиля и его сертификации, не говоря уже о мотивации поставщиков и прочих нюансах, которые необходимо соблюдать для выхода на рынок, то почему, спрашивается, стоит это необходимо? Кроме того, все может измениться в одно мгновение. Клиенты скажут, что нам не нужны никакие «рамы» — дайте нам пневмоподвеску. И приоритеты смещаются в эту сторону. Поэтому ответ на вопрос таков: в рамках бренда Omoda выпуск рамных внедорожников пока не рассматривался.

- Но вы решили поэкспериментировать с полным приводом и представили Omoda C5 AWD. А между тем, это тоже достаточно узкий сегмент…

— Наши автомобили покупают по всей России, и до того, как мы внедрили полный привод, мы тесно общались с нашими партнерами, опять же, с потребителями. Были запросы - мы ответили.

- За сколько вы собираетесь продавать полноприводные версии?

— Я думаю, что доля в 30 процентов — это хороший показатель.

- Что ж, посмотрим. А как обстоят дела с организацией местного производства в России?

- Целесообразность организации местного производства станет очевидной, когда каждая из моделей сможет расходиться ежемесячным тиражом примерно в 4000 штук. Потом можно рассчитывать на дотации и так далее, а если выпускать по 1000 машин в месяц, то смысла от этих вложений нет. Вообще, когда мы говорим о бренде Omoda, вопрос локализации на российском рынке пока не стоит на повестке дня.

- А что, на ваш взгляд, будут занимать в России все китайские производители автомобилей к концу 2023 года?

- Мы полагаем, что к концу года доля китайских марок автомобилей на российском рынке приблизится к 50%.

— Скоро выбор русского человека сведется только к отечественным LADA и «китайцам». Последний, впрочем, умеет удивлять. Кстати, над какими технологиями сейчас работают специалисты Omoda?

- Мы активно развиваем направление автономного вождения. И, кстати, до конца года мы планируем открыть пять специализированных R&D центров по исследованиям и разработкам в разных странах мира. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с развитием телематических сервисов. Входит в состав России. Хочу сказать больше: ряд разработок наших специалистов здесь будут использовать на других рынках.

- Телематика? Другими словами, программное обеспечение, позволяющее дистанционно управлять рядом функций в автомобиле?

- Да, это автомобиль, подключенный к мобильному приложению в смартфоне владельца.

- Что еще?

- Мы, конечно, делаем упор на разработку электромобилей и гибридных автомобилей. Для этого мы даже создаем отдельную команду специалистов.

- За что? Это утопический вид транспорта, не так ли?

— На самом деле электромобили — это гораздо больше, чем просто мода и экология. Взять тот же двигатель внутреннего сгорания, который фактически исчерпал свой потенциал в плане экономии топлива и защиты окружающей среды. А для создания чего-то более прогрессивного в этом направлении нужны огромные вложения, а отдача от этих вложений в краткосрочной перспективе не воспринимается как актуальная. Это если мы говорим о ДВС.

Что касается электромобилей, то, пожалуй, единственная проблема, которая не решена глобально в мире, — это утилизация литиевых аккумуляторов. Хотя первые заводы уже появились в Европе, где 98% аккумуляторов перерабатываются и используются повторно.

- Иначе лития на планете просто не хватит... А если говорить о нашей стране, то каковы перспективы? У нас даже дорог нет, какая там зарядная инфраструктура…

- Эти решения дойдут и до России. Это вопрос времени. Мы работаем на будущее. Уже сейчас продажи электропоездов на российском рынке растут. Допустим, в марте было продано более 700 электромобилей, а это объем продаж электромобилей за весь 2021 год! 1% доли рынка уже не 0,1%, как раньше. Кроме того, стала активно создаваться инфраструктура, и не только в Москве. Практически все новостройки идут с зарядными станциями в стандартной комплектации, а также устанавливают их между городами. И частный сектор, и государство.

- А как насчет водородных автомобилей?

- Водородный тренд когда-то диктовали европейцы и корейцы, но и они попались на удочку Китая, указавшего на необходимость электротранспорта. А так как это крупнейший рынок на планете, то все усилия были брошены именно на разработку «электричек». Кроме того, это бизнес. Пусть водородные технологии актуальны, но в общем смысле они, к сожалению, не востребованы.

- Собираемся ли мы массово ездить на электромобилях?

- Рынок может меняться довольно быстро, как это произошло, в частности, в Китае. И тогда мы должны быть к этому готовы. Да, у нас может не быть больших продаж в сегменте EV на начальном этапе, но инфраструктура и продукты будут готовы к планомерному и полномасштабному переходу на этот вид транспорта.

- А кому вы планируете продавать свои "паровозики", если раньше их использовали массово, как до Китая раком?

- Конечно, штучные продажи просто не позволят реализовать бизнес-модель. Но при продаже 2000 электромобилей уже есть смысл развивать это направление. Именно поэтому мы ведем переговоры с лизинговыми компаниями, службами доставки, представителями сетей супермаркетов и другими бизнес-заказчиками. Это запрос с их стороны об электромобилях. Некоторые партнерские соглашения уже заключены.

– Такси, каршеринг?

- Ничего против не имеем.

- А чем ваш продукт принципиально отличается от автомобилей других марок?

- В первую очередь дизайн. Это необычно, зрелищно и неповторимо. Естественно, и полные комплекты. Никаких опций или пакетов за дополнительные деньги, как это практикуют даже некоторые из самых премиальных брендов. Добавим сюда уникальные технологические решения и эргономику, которой многие по тем или иным причинам еще не научились.

- Красивая реклама была теперь…

Мы действительно обращаем внимание на мелочи. Хочу сказать так: Омода пришла в Россию давно. Мы говорим не о точечных продажах, а о бизнесе. Мы разрабатываем стандарты для дилеров и считаем, что клиенты обязаны получать сервис не хуже, чем у игроков премиум-сегмента. Мы системно общаемся с потребителями, прислушиваемся к их пожеланиям и оказываем им всяческую поддержку.

- Это виртуальное общение?

- Не просто. Мы регулярно организуем «живые» встречи и даже подключаем к ним наших коллег из Китая онлайн. Это помогает быстро получить обратную связь о продукте. Кроме того, это повышает лояльность и доверие потребителей.

- Кстати, вас наверняка спросят об аксессуарах и наличии. Я хотел бы расширить вопрос: если, например, человек попал в аварию, как быстро его машину отремонтируют у дилера?

- Любая авария при восстановлении автомобиля имеет две составляющие: кузовные детали и технические запчасти. 15-летний опыт материнской компании Chery позволил нам разработать определенные стандарты. Ни один дилер не начнет работу без базового запаса комплектующих. А это минимум 117 позиций для каждого ритейлера. Естественно, мы знаем все самые востребованные детали, такие как бамперы и светотехника, которых вам совсем не придется ждать. Они всегда есть в наличии.

Кроме того, у нас есть два огромных склада с запчастями: в Красноярске и в Москве. Поставки осуществляются ежедневно. Конечно, мы ориентируемся на объем продаж автомобилей, а также рассчитываем процент аварийности, анализируем поступающие заявки и работаем на опережение, чтобы клиенты вовремя получали отремонтированные автомобили.

- У тебя есть подменная машина?

- Сейчас этот вопрос стоит на повестке дня. Мы работаем с программами лояльности для наших клиентов, что позволит арендовать автомобиль на любой срок в период ремонта или обслуживания. И возвращаясь к запчастям, могу сказать, что в столичный край и под Красноярск запчасти доставляются в течение одного дня, для всех остальных жителей России - в течение трех дней.

- А как комплектующие доставляются в Россию?

- Воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Повторюсь, проблем с доставкой и наличием комплектующих нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Эксклюзивное интервью с Виктором Нащанским.