Китайский автопром: два мира, два рынка
Российский авторынок переживает настоящее китайское нашествие. Покупателям предлагают всё: от доступных седанов до премиальных кроссоверов, гибридов и электромобилей. Однако за кажущимся изобилием скрывается интересный парадокс: многие бренды, активно продвигаемые в России, на своей исторической родине, в Китае, не пользуются особым успехом. Портал «АвтоВзгляд» решил разобраться в причинах этого несоответствия и понять, насколько маркетинговые обещания соответствуют реальному положению дел.
Карта китайского рынка: кто главный?
Автомобильная индустрия Китая переживает бурный рост. По данным, озвученным президентом РОАД Алексеем Подщеколдиным на Всероссийском собрании автодилеров, в стране представлено 106 автомобильных брендов. Подавляющее большинство — 76% рынка — контролируют местные производители, которых насчитывается более восьмидесяти. На долю иностранных компаний остаются крохи: европейские бренды владеют лишь 8% рынка, японские и американские — по 7%, а южнокорейские — всего 2%.
Безусловным лидером внутреннего рынка является инновационный гигант BYD, который в первом квартале 2023 года продал почти 485 тысяч автомобилей. При этом в России этот бренд известен лишь узкому кругу энтузиастов, приобретавших его гибриды по схеме параллельного импорта. Это первый яркий пример расхождения в восприятии бренда.
Российские фавориты vs. Китайские аутсайдеры
Ситуация с брендом Haval выглядит особенно показательной. В России его компактный кроссовер Jolion стал бестселлером, разошедшись тиражом в 7200 единиц за первый квартал 2023 года. Однако на родине производитель занимает скромное 17-е место с результатом в 89 389 проданных машин. Разрыв с лидером — колоссальный.
Ещё один «премиальный» для России бренд — Hongqi — в Китае находится на 20-й позиции (76 067 шт.). Маркетологи позиционируют его как бренд с уровнем комфорта, сопоставимым с немецкими люксовыми автомобилями. Но скептическое отношение самих китайцев к этому «флагману» заставляет задуматься о реальной ценности таких заявлений.
Раскрученные бренды с низкими рейтингами
Chery, один из самых узнаваемых и активно продвигаемых китайских брендов в России, на внутреннем рынке Китая занимает лишь 23-е место с результатом около 60 тысяч продаж. При этом в России её Tiggo 7 Pro демонстрирует стабильно хорошие результаты.
Особенно интересна судьба марки Tank, презентация которой в Москве прошла с большой помпой. В Китае же этот бренд внедорожников находится на 37-м месте (23 346 шт.). Низкий спрос, вероятно, связан с критикой со стороны местных блогеров, которые отмечали спорный дизайн и, что важнее, проблемы с системами безопасности. В одном из тестов эти системы не сработали, что привело к аварии. Если сами китайцы с осторожностью относятся к бренду, российским покупателям стоит тщательно взвешивать риски.
Премиум-провалы и марки-невидимки
Бренд Exeed, позиционирующийся как премиальный, китайские потребители практически проигнорировали — его доля на рынке составляет жалкие 0,1% (6530 шт.). Это говорит о том, что представления о «премиуме» в Китае и в России могут кардинально различаться, несмотря на хорошее оснащение и сборку моделей.
Положение марок Haima (2541 ед.) и Foton (1383 ед.) на внутреннем рынке и вовсе можно назвать плачевным. Примечательно, что Haima не оставляет попыток закрепиться в России, сертифицируя новые модели. Foton же известен в нашей стране в основном своими пикапами и грузовиками, но в Китае его перспективы выглядят туманно.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как маркетологи вводят нас в заблуждение.




