Принято считать, что лидерами в создании гибридных автомобилей были японские производители, и именно Toyota первой запустила в серию массовую модель Prius. Однако история гибридных технологий гораздо шире: многие автоконцерны, включая немецкий Mercedes-Benz, вели собственные разработки в этой области, причем некоторые из них были весьма передовыми для своего времени.
Первый гибрид от Mercedes
Гибридный универсал Mercedes-Benz W123
Энергетический кризис 1979 года стал мощным стимулом для поиска альтернатив традиционным двигателям внутреннего сгорания. Среди европейских автопроизводителей именно Mercedes-Benz одним из первых откликнулся на этот вызов. В 1982 году на Ганноверской промышленной ярмарке компания представила экспериментальный гибридный универсал на базе модели W123. Интересно, что этот автомобиль был построен по схеме Plug-in Hybrid (PHEV), которая стала массово популярной лишь спустя десятилетия. Это означало, что машина имела не только ДВС, но и аккумуляторную батарею, которую можно было заряжать от обычной электрической розетки.
Несмотря на тесноту моторного отсека, инженеры нашли место для опорного колеса аккумуляторной батареи
Под капотом гибридного W123 была реализована сложная, но компактная компоновка. Здесь разместились двухцилиндровый бензиновый двигатель, электрогенератор, блок управления, электромотор мощностью 30 кВт (примерно 41 л.с.) и 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. Ключевой особенностью была секвентальная (или последовательная) схема работы силовой установки: бензиновый мотор не был связан напрямую с колесами, а выполнял роль «генератора на колесах», подзаряжая батарею во время движения.
Гигантская батарея и скромные характеристики
Батарея весом 600 кг занимала почти весь багажник
Сердцем гибридной системы была массивная батарея, расположенная в багажнике. Она состояла из 91 железо-никелевого элемента, помещенных в металлический лоток с системой жидкостного охлаждения. Вес этой конструкции достигал почти 600 кг, что вынудило инженеров разработать специальный выдвижной механизм с опорным колесом для ее обслуживания. Из-за своих размеров батарея занимала практически все полезное пространство багажника.
Крутящий момент от электродвигателя передавался на задние колеса через доработанную автоматическую коробку передач. Для повышения эффективности вместо стандартного гидротрансформатора был установлен фрикцион, что позволило снизить потери мощности.
Обратите внимание: Почему появляются проблемы с бензонасосом и что с ними делать. Машинка снова ожила.
Аккумуляторный блок оставлял мало места для груза
Ходовые характеристики прототипа, учитывая уровень технологий начала 80-х, были весьма скромными. На чистом электричестве автомобиль мог преодолеть около 100 км. При работе бензинового двигателя-генератора запас хода увеличивался примерно на 50 км. Двухтонный универсал разгонялся очень неторопливо, а его максимальная скорость была ограничена 80 км/ч.
Проект-первопроходец, опередивший время
Неудивительно, что этот гибридный Mercedes так и не пошел в серийное производство — технология была слишком сырой, дорогой и не отвечала потребительским ожиданиям того времени. Тем не менее, проект W123 имел огромное значение. Немецкие инженеры на практике доказали жизнеспособность концепции гибридного привода и накопили бесценный опыт. Эти наработки не пропали даром и легли в основу последующих разработок, например, первого электрического Mercedes W190, созданного в 1990 году. Таким образом, гибридный W123 стал важным, хотя и забытым, шагом на пути к современным экологичным автомобилям.
Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком 🧡, а также подпишитесь на мой телеграм-канал. Это тоже очень интересно!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Считается, что пионерами в разработке гибридных автомобилей являются японцы.
