Почему обещания российских автопроизводителей о создании автомобиля с нуля — это утопия?

Меня нередко называют пессимистом, но это не совсем верно. За три десятилетия в автомобильной журналистике я научился трезво оценивать ситуацию и отличать реальные перспективы от пустых обещаний. К сожалению, именно реалистичного взгляда на вещи часто не хватает руководителям отечественных автозаводов. Я понимаю, почему они действуют именно так: в нынешних условиях гораздо проще делать громкие заявления, чем признавать суровую правду. Ведь через пару лет все эти обещания, скорее всего, забудутся. Эта ситуация напоминает старую притчу о Ходже Насреддине, который пообещал обучить осла мудрости за двадцать лет, рассчитав, что за это время либо он, либо эмир, либо осел непременно умрут. Не стоит воспринимать эту историю буквально, но над её смыслом стоит задуматься.

Высокие технологии и астрономические затраты

Почему же я считаю, что создать полностью российский автомобиль с чистого листа практически нереально? Дело не в том, что у нас нет талантливых инженеров или дизайнеров. Причина кроется в объективных экономических и технологических барьерах.

Современный автомобиль — это не простая конструкция вроде первой модели Форда. Это сложнейший высокотехнологичный продукт, разработка которого требует колоссальных инвестиций. Только на создание одной современной автомобильной платформы может уйти не менее миллиарда евро (около 90 миллиардов рублей по текущему курсу). Однако, как показывает мировая практика, даже этой суммы часто бывает недостаточно. Например, концерн Volkswagen Group (VAG) потратил на разработку своей знаменитой модульной платформы MQB, по разным оценкам, от 5 до 15 миллиардов евро, и её совершенствование продолжается до сих пор. При этом VAG — это мировой гигант с сотнями тысяч сотрудников и годовым бюджетом на НИОКР в 15 миллиардов евро.

Но платформа — это лишь основа. Автомобиль — это ещё двигатели, коробки передач, сложнейшая электроника и системы безопасности (ABS, ESP). Создать всё это с нуля в отдельно взятой стране — задача титаническая.

Обратите внимание: Увидел, что сосед поднимает дворники на ночь зимой - рассказываю, почему так делать не стоит.

Проблема масштаба и конкуренции

Даже если представить, что российские инженеры смогут разработать аналог, скажем, Volkswagen Golf, его себестоимость будет запредельно высокой. Возьмём для сравнения Rolls-Royce: чтобы снизить затраты, он использует платформу и двигатели BMW, а электронные блоки управления закупает у мировых лидеров вроде Bosch. Конкурировать с такими гигантами, которые производят компоненты миллионными тиражами для всего мира, практически невозможно — их экономия на масштабе не оставляет шансов на адекватную цену.

Яркий пример из нашей реальности: синхронизаторы для «ГАЗели» сейчас поставляет немецкая компания Hoerbiger. Можно, конечно, наладить их производство в России, но во что это выльется? Нужно строить завод, закупать оборудование и производить огромные объёмы, чтобы себестоимость стала хоть сколько-нибудь приемлемой.

Ограниченный рынок и геополитика

В лучшие годы ёмкость российского авторынка едва достигала 2 миллионов машин в год. О серьёзном экспорте речи не идёт — многие рынки для нас закрыты. Китайский рынок переполнен местными производителями, которые сами являются грозными конкурентами. Фактически, у нас нет возможности выйти на глобальный уровень, где и происходит основная экономия на масштабах производства.

Откуда взять ресурсы?

И вот мы возвращаемся к заявлениям директоров отечественных заводов, которые обещают представить новейшие российские автомобили через пять лет. Возникает резонный вопрос: откуда взять десятки и сотни миллиардов рублей на разработку? Даже если государство выделит средства на платформу, что делать с двигателями, коробками и электроникой? Надеяться на помощь «китайских друзей»? Но ведущие китайские бренды сами используют европейские, японские и корейские технологии. А продукция второстепенных китайских производителей вряд ли сможет обеспечить конкурентное качество.

В итоге, если и появится новая «Лада» (условно назовём её «Малина»), созданная на устаревшей платформе, её цена будет заоблачной. Для сравнения: нынешняя Lada Granta, чья платформа ведёт родословную от ВАЗ-2108 1970-х годов, уже стоит около миллиона рублей.

Таким образом, мы снова приходим к началу нашего разговора. Давать обещания — легко и бесплатно. Гораздо сложнее — трезво оценивать свои силы, ресурсы и рыночные реалии. К сожалению, именно этого часто и не хватает в громких заявлениях о скором появлении «автомобиля с нуля».

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Стоит ли верить заявлениям директоров отечественных автозаводов.