Поворот большегруза направо и ДТП с легковым автомобилем: кто виноват по ПДД?

Довольно часто на дорогах возникает следующая ситуация: большегрузный автомобиль начинает поворачивать направо и в процессе этого маневра задевает легковой автомобиль. Важный нюанс: легковая машина двигалась не справа от грузовика, а сзади него, непосредственно перед началом поворота. Главный вопрос, который возникает: кто несет ответственность за произошедшее? Водитель фуры, который неправильно выполнил маневр, или водитель легковушки, который оказался в так называемой «слепой зоне» крупногабаритного транспортного средства?

Требования Правил дорожного движения

Действующие ПДД РФ дают четкие указания на этот счет. Согласно пункту 8.5, перед выполнением поворота направо водитель обязан заблаговременно занять крайнее правое положение на проезжей части. Если анализировать описанный случай, то именно легковой автомобиль следует этому правилу, занимая правую полосу. Водитель же большегруза, судя по всему, это требование нарушает, начиная поворот не из крайнего правого положения.

Обратите внимание: Кто такой Жекич Дубровский.

Однако существует и другой важный пункт правил — 8.7. Он предусматривает исключение для крупногабаритных транспортных средств. Водитель большегруза может отступить от требования пункта 8.5 и занять положение для поворота не у самого края проезжей части, если это обусловлено его габаритами. Но это допускается только при одном ключевом условии: такой маневр не должен создавать опасности для движения и не может препятствовать другим участникам дорожного движения. Факт столкновения как раз и свидетельствует о том, что это условие безопасности не было соблюдено.

Определение виновника ДТП

Исходя из логики ПДД и сложившейся судебной практики, ответ здесь очевиден. Поскольку маневр большегрузного автомобиля при повороте напрямую привел к дорожно-транспортному происшествию, именно его водитель, с высокой долей вероятности, будет признан виновным. Этот вывод подтверждается не только буквой закона (пункты 8.5 и 8.7 ПДД), но и разъяснениями автоюристов, которые ссылаются на данные нормы при анализе подобных инцидентов.

Возможные нюансы и итоги

В рассмотренном примере грузовик не получил серьезных повреждений, поэтому его водителю, вероятно, не имеет смысла оспаривать вынесенное постановление и штраф. Основная причина — его действия действительно противоречили ПДД.

Тем не менее, важно понимать, что практика может различаться. Иногда инспекторы ГИБДД или суд могут усмотреть вину обоих водителей. В такой трактовке водитель большегруза будет виновен в нарушении пункта 8.7 ПДД (небезопасный маневр с учетом габаритов), а водитель легкового автомобиля — в нарушении пункта 10.1. Последний пункт обязывает водителя при возникновении опасности для движения снизить скорость вплоть до остановки. То есть, если водитель легковушки видел, что грузовик начинает поворот и «зажимает» его, но не предпринял всех возможных мер для предотвращения ДТП (например, экстренного торможения), ему также может быть вменена часть вины.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как быть водителю в такой ситуации.