Российский электрогрузовик EVM Pro на базе УАЗ Профи: инновации и импортозамещение

Новый этап для УАЗ

Традиционно продукция Ульяновского автозавода ассоциируется с утилитарностью и простотой, но новая глава, связанная с электрогрузовиками «Профи», ломает эти стереотипы. Сборка инновационных машин налажена в московском «Технополисе» на территории бывшего АЗЛК. В отличие от прежних представлений, эти автомобили демонстрируют современный подход к конструкции и качеству. Портал «АвтоВзгляд» подробно изучил, как удалось совершить этот прорыв.

От концепции до дороги

Проект электрогрузовика EVM Pro, созданного на шасси УАЗ Профи, отличается высокой степенью локализации — около 77% комплектующих российского производства. Это включает электронику, металлопрокат, шасси, датчики и пластиковые компоненты. Генеральный директор «Электромобилей Мануфактуринг Рус» Илья Рашкин отметил, что путь от идеи до реализации был интенсивным. Несмотря на скептические прогнозы во время сертификационных испытаний в НАМИ, машины успешно получили одобрение типа транспортного средства (ОТТС) и уже зарегистрированы в ГИБДД. Независимые тесты подтвердили запас хода в 300 километров на одном заряде.

Первые клиенты и практические доработки

Электрогрузовики уже начали коммерческую эксплуатацию: они выполняют рейсы для автосалонов «ЕвроАвто» в Санкт-Петербурге и службы проката скутеров Whoosh. С 20 апреля к тестированию присоединится «Почта России», а в планах — сотрудничество с сетями «Максим» и «Петрович». В процессе реальной работы выявилась необходимость в дополнительном оборудовании: из-за длины машины, превышающей семь метров, стали обязательными камера заднего вида и мультимедийная система. Их установка уже ведется.

Цифровые технологии и производство

EVM Pro оснащен встроенным 4G-модемом, который передает телеметрические данные на сервер компании. Это позволяет в реальном времени контролировать состояние ключевых узлов, таких как силовой преобразователь и тяговая батарея. Программное обеспечение, разработанное инженерами компании, поддерживает удаленные обновления. Производство организовано в двух цехах: металлообрабатывающем и сборочном. Локализация даже таких специфичных компонентов, как крепеж для аккумуляторов, позволяет снижать себестоимость по сравнению с китайскими аналогами.

Импортозамещение и выбор партнера

На текущем этапе электродвигатель и ячейки для аккумуляторов поставляются из Азии, однако ситуация меняется. Отечественный электромотор уже в разработке: он обещает быть легче и дешевле зарубежного. Например, если в Китае аналогичный узел стоит около 4000 долларов, то российская версия оценивается в 2500. Это создает экономические преимущества даже при небольших объемах производства. В перспективе эти компоненты могут поставляться соседним предприятиям, например, заводу «Москвич». Что касается аккумуляторов, то здесь на помощь придет компания Rener (входит в «Росатом»), которая строит гигафабрику по производству тяговых батарей.

Выбор шасси УАЗ Профи в качестве основы был обусловлен несколькими факторами. В отличие от ГАЗа, у которого собственная стратегия в области электромобильности, ульяновский завод проявил гибкость и предложил выгодные условия сотрудничества, включая доступную цену.

Повышение качества и сервис

Чтобы преодолеть стереотипы о качестве УАЗ, инженеры провели серьезную работу. Рама грузовика получила дополнительную антикоррозийную защиту, а система гидроусилителя руля была перенастроена, чтобы улучшить управляемость. Обслуживание электрогрузовиков будет осуществляться через официальных дилеров УАЗ, которые уже проходят соответствующее обучение.

Модификации и экономика эксплуатации

Покупателям доступны три варианта комплектации: фургон в евроформате, вариант для перевозки промтоваров и изотермическая версия. В будущем ассортимент расширится за счет бортовых платформ и рефрижераторов. Стоимость электрогрузовика вместе с зарядной станцией составляет 4,5 млн рублей. Хотя цена выглядит высокой, для коммерческого транспорта ключевым показателем является стоимость владения. По расчетам компании EVM, эксплуатация электрогрузовика обходится в 8 рублей за километр, тогда как для дизельного УАЗ Профи этот показатель достигает 12 рублей. Экономическая выгода становится очевидной, особенно при использовании лизинговых схем.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Сказка стала былью.