В течение 2022-2023 годов компания АвтоВАЗ неоднократно сталкивалась с серьёзными проблемами в цепочке поставок, что приводило к дефициту комплектующих для сборки автомобилей. Из-за отсутствия даже, казалось бы, незначительных деталей на заводской стоянке регулярно скапливаются готовые, но недоукомплектованные машины. Их дооснащение происходит по мере поступления необходимых запчастей. Однако, как выяснилось, кризис затронул не только механические компоненты, но и расходные материалы. В частности, в последние месяцы АвтоВАЗ был вынужден ограничить цветовую гамму выпускаемых автомобилей, окрашивая их исключительно в чёрный и белый цвета из-за нехватки автоэмали других оттенков.
Корни проблемы: стратегическая ошибка и её последствия
Как же крупнейший российский автопроизводитель оказался в такой ситуации? Аналитики видят ключевую причину в стратегическом решении 2012 года, когда контрольный пакет акций АвтоВАЗа был продан французскому концерну Renault. На протяжении последующего десятилетия российский завод действовал в рамках стратегии, диктуемой иностранным партнёром.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Это привело к глубокой интеграции в глобальную цепочку поставок: большинство комплектующих и технологичных деталей закупалось у западных поставщиков. Уход Renault в 2022 году и возврат АвтоВАЗа под российский контроль совпали с введением санкций, что сделало прежние каналы поставок недоступными. Российская промышленность, в свою очередь, оказалась не готова к моментальной локализации производства многих высокотехнологичных компонентов, либо их выпуск налажен в недостаточных для нужд автогиганта объёмах.Упущенные возможности и текущие риски
Эксперты полагают, что если бы не доминирование Renault, то за последние десять лет АвтоВАЗ мог бы развивать сотрудничество с отечественными поставщиками, что стимулировало бы рост российской промышленности. Сегодня же остро ощущается нехватка таких сложных узлов, как автоматические коробки передач (АКПП), электронные блоки управления системами безопасности и многие другие высокотехнологичные компоненты, которые в России пока не производятся в необходимых масштабах.
Сложность текущего положения усугубляется вынужденным характером нового партнёрства. Руководство АвтоВАЗа, по всей видимости, рассматривает сотрудничество с китайскими компаниями как временную и необходимую меру, но не как долгосрочную стратегию. Это создаёт элемент неопределённости: в случае ухудшения международной обстановки или изменения условий сотрудничества с китайскими партнёрами, завод может снова столкнуться с дефицитом. В этой связи всё чаще звучит мнение, что такая великая страна, как Россия, должна обладать полностью независимым, самодостаточным автопромом, не подверженным влиянию внешнеполитических факторов.
Дорогие читатели, что вы думаете по этому поводу? Каким вы видите будущее российского автомобилестроения?
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему АвтоВаз в последний год регулярно сталкивается с перебоями поставок и нехваткой комплектующих.

