ГАЗ «Маршал»: как индийский внедорожник не смог завоевать российский рынок

Поиск партнера и выбор в пользу Махиндры

В начале 2000-х годов Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) активно искал иностранного партнера для совместного производства. Переговоры велись с такими гигантами, как Toyota, Nissan и Volkswagen, но они не увенчались успехом. Прорывом стало соглашение с индийской компанией Mahindra. Для индийцев Россия представляла собой перспективный и растущий рынок, а ГАЗ виделся надежным партнером с серьезным промышленным потенциалом.

ГАЗ "Маршал"

План был амбициозным: наладить крупноузловую сборку внедорожника Mahindra Scorpio, переименованного для российского рынка в ГАЗ «Маршал». Проект предполагал выпуск до 10 000 автомобилей в год с перспективой добавления в линейку еще одной модели. Этот подход, известный как «отверточная сборка», не был новым для мирового автопрома.

ГАЗ "Маршал"

Конструкция и технические особенности «Маршала»

ГАЗ «Маршал» представлял собой классический рамный внедорожник с подключаемым полным приводом. Его конструкция во многом напоминала отечественный УАЗ «Патриот». Автомобиль оснащался независимой передней торсионной подвеской и зависимой задней на рессорах.

Сердцем модели был 2-литровый 16-клапанный бензиновый двигатель Renault мощностью 116 лошадиных сил, который работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. В перспективе планировалась установка двигателей ГАЗ — бензинового ЗМЗ-405 и дизельного Steyr (ГАЗ-5601).

ГАЗ «Маршал» и УАЗ-Патриот

Сравнение с главным конкурентом — УАЗ «Патриот»

«Маршал» изначально позиционировался как прямой конкурент УАЗ «Патриоту». Однако сравнение было не в его пользу. Дизайн автомобиля, разработанный в Англии, многим казался странным и неуклюжим, особенно в задней части. Интерьер также не блистал эргономикой и качеством материалов.

Габариты «Маршала» были скромнее: он был короче, уже и имел меньшую колесную базу. Критическим недостатком для внедорожника стал дорожный просвет всего в 180 мм, что было сопоставимо с легковыми автомобилями и значительно меньше, чем у «Патриота» (210 мм) или «Нивы» (220 мм). Ситуацию усугублял незащищенный алюминиевый картер двигателя.

Несмотря на 7-местную компоновку, салон «Маршала» был тесным, с узкими дверными проемами. Приборная панель, хотя и была простой и понятной, уступала «Патриоту» в дизайне и оснащению (например, отсутствовала регулировка руля). Задний ряд сидений складывался одним блоком, что было менее удобно, чем у конкурента.

Багажник ГАЗ "Маршал"

Технические характеристики: «Маршал» vs «Патриот»

Сравнительная таблица наглядно демонстрирует отставание «Маршала» по ключевым параметрам:

Длина – 4475/4647 мм;

Ширина – 1774/2100 мм;

Высота - 1916/1910 мм;

Колея – 1450/1600 мм;

База - 2680/2760 мм;

Дорожный просвет – 180/210 мм;

Масса нетто - 1810/2100 кг;

Объем двигателя – 2,0/2,7 л;

Мощность двигателя-116/128 л.с.;

Максимальная скорость - 150/150 км/ч;

Разгон до 100 км/ч – 20/19 сек.;

Салон ГАЗ "Маршал"

Роковая ошибка в ценообразовании и альтернатива

Самым фатальным для проекта стало решение о цене. ГАЗ «Маршал» был выставлен на рынок по цене 19-22 тысячи долларов, в то время как его прямой конкурент, УАЗ «Патриот», стоил почти в два раза дешевле — 10-12 тысяч долларов. При схожих или даже худших характеристиках такая цена выглядела необоснованной.

Парадокс ситуации заключался в том, что параллельно на ГАЗе велась разработка собственного перспективного внедорожника ГАЗ-3106, который регулярно демонстрировался на выставках и во многом превосходил индийскую модель.

ГАЗ-3106

Вместо инвестиций в развитие собственной, более современной модели, завод выбрал путь быстрого запуска чужой. Результат оказался плачевным: из примерно сотни собранных в 2005 году автомобилей удалось продать чуть больше половины. Проект был свернут, а нишу бюджетного внедорожника окончательно закрепил за собой УАЗ «Патриот», который, несмотря на критику, продолжал стабильно продаваться.

ГАЗ-3106

История ГАЗ «Маршала» стала ярким примером того, как неудачная ценовая политика и игнорирование собственных разработок могут привести к провалу даже перспективного, на первый взгляд, проекта.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: История неудавшейся попытки продавать чужое авто под российским брендом.