1 ноября 1924 года в Москве был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15

Завод имени Лихачева (сокращенно ЗиЛ/ЗИЛ) — первое автомобилестроительное предприятие Российской империи и СССР, основанное как «товарищество на паях Московского автомобильного общества» (сокращенно АМО) в 1916 году и названное именем Ивана Алексеевича Лихачевым в 1956 году. В 2013 году предприятие прекратило сборку автомобилей. В 2021 году предприятие было полностью ликвидировано, а территория застроена.

Завод был основан в 1916 году в рамках государственной программы по созданию автомобильной промышленности в России. По этой программе в стране должно было быть построено шесть новых автозаводов, и торговый дом Кузнецов, Рябушинский отвечал за строительство одного из них. По договору завод должен был приступить к выпуску лицензионного грузовика FIAT 15 Ter образца 1915 года. По условиям соглашения АМО должна была платить 1000 франков за каждый автомобиль, произведенный в течение года, и 500 франков за каждый автомобиль, произведенный сверх этой суммы. Кроме того, FIAT было выплачено 1 100 000 франков при запуске завода и 200 000 франков в последующие годы. Семья Рябушинских также пообещала не вывозить свою продукцию за границу.

Устав «Товарищества на паях Московского автомобильного общества» был утвержден 18 мая 1916 года, а закладка завода состоялась 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще. Директором объекта был назначен Бондарев Дмитрий Дмитриевич. Однако из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентов по кредитам и развала транспортной системы страны ни один из шести объектов не был достроен. В конце 1917 г готовность АМО колебалась от 2/3 до 3/4. На заводе уже было около 500 новейших американских станков.

Руководство на заводе понимало, что первые 150 машин по контракту они не смогут изготовить раньше указанной даты, 15 марта 1917 года. В связи с этим было принято решение закупить комплекты деталей в Италии и начать «отвертку». " - сборка на заводе. Первые комплекты были отправлены из Италии в Москву в декабре 1916 года. Завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, в том числе 432 единицы в 1917 году, 779 единиц в 1918 году и 108 единиц в 1919 году завод для больших мастерских.

15 августа 1918 г. Высший Совет Народного Хозяйства объявил все имущество завода АМО собственностью республики на основании декрета СНК от 28 июня 1918 г. Это произошло после того, как Рябушинским не удалось выполнить условия контракта с военным ведомством. Завод хоть и медленно, но продолжал свою деятельность. Из оставшихся комплектов собирал грузовики FIAT 15 Ter, делал детали для дрезин, вулканизаторы и керосиновые лампы. В октябре 1918 года завод приступил к капитальному ремонту грузовиков, пришедших с фронта.

ФИАТ 15 Тер

АМО наряду с другими заводами был включен в Автотрест постановлением ВСНХ в феврале 1919 г., а затем в Цугаз в марте 1921 г. В период с 1919 по 1923 г завод занимался ремонтом грузовых автомобилей и иностранных марок и началось производство двигателей. Одной из самых распространенных моделей, которые ремонтировал завод, был американский грузовик White TAD. В результате ремонта грузовики получили новые двигатель, сцепление и коробку передач и были модернизированы под наименованием «Белый-АМО». Вместо Уайт-АМО в производство был запущен FIAT 15 Ter, так как имелась конструкторская документация на эту модель. Однако документация «Белая-АМО» была передана на разработку Первому государственному авторемонтному заводу (бывший завод Лебедева), на базе которого был создан грузовик Я-3, выпускавшийся с 1925 по 1928 год и ставший предшественником все довоенные ЯГ -есть.

За эти годы АМО отремонтировал 230 автомобилей, провел средний и мелкий ремонт соответственно 18 и 67 автомобилей и отремонтировал 137 мотоциклов. С 1920 года АМО участвовала в советской танковой программе и с февраля по июль 1923 года произвела 24 танковых двигателя для советского танка «Рено.

Завод АМО был переименован в завод имени итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро 30 апреля 1923 года.

После окончания гражданской войны страна смогла использовать больше ресурсов для создания новой техники. В 1922-1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на опытно-конструкторские работы на заводе АМО. Первоначальной моделью был FIAT 15 Ter, доказавший свою эффективность во время войны. Госплан СССР утвердил заводу производственное задание на период с 1923 по 1927 год в июне 1923 года. Однако государственный заказ на выпуск первых советских грузовиков был получен только в марте 1924 года.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна уже из десяти машин прошла парадом по Красной площади, а 25 ноября в полдень три машины из первой десятки (№1, №8 и №10) на первом зачете пробежал по маршруту: Москва — Тверь — Вышний Волочек — Новгород — Ленинград — Луга — Витебск — Смоленск — Рославль — Москва. Успех автопробега подтвердил высокое качество продукции АМО; в марте 1925 г началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15.

В 1925 году было выпущено 113 автомобилей, а в следующем, 1926 году, уже 342 экземпляра.

В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод.

В 1927 году на должность директора был назначен Иван Алексеевич Лихачев. До 1931 года производство постепенно увеличивалось и был изготовлен 6971 экземпляр АМО-Ф-15, из них 2590 единиц в 1929/30 хозяйственном году. Конструкция АМО-Ф-15 была усовершенствована и за короткое время производства на заводе АМО подверглась двум модернизациям.

Однако стоимость машины была непомерно высокой из-за использования многих деталей из цветных металлов и кустарных методов производства. В 1927/28 году стоимость АМО-Ф-15 составляла 8500 рублей, в то время как автомобиль Форд в разобранном виде с аналогичными характеристиками с доставкой в ​​страну стоил 800-900 рублей. Кроме того, масштабы производства на заводе были недостаточны для страны, находящейся в процессе индустриализации.

В 1928 году стала очевидной необходимость полной реконструкции завода и перехода на новую модель грузовика.

В 1930 году была куплена лицензия на американский грузовик Autocar-5S для производства на заводе АМО.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Грузовик, собранный из американских комплектующих, получил название АМО-2. После локализации в 1931 году и спуска на воду носителя (первого в СССР) его переименовали в АМО-3, а мощность двигателя увеличили с 54 до 72 л.с. С.

После модернизации в 1933 году грузовик получил наименование ЗИС-5. В 1934 году, после завершения полной реконструкции предприятия (с возможностью выпуска до 100 000 автомобилей в год), этот будущий легендарный грузовик пошел в серийное производство. Ежедневный выпуск ЗИС-5 превысил 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 было изготовлено 25 моделей и модификаций, из них 19 пошли в серию.

ЗИС-5

В соответствии с Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и Китаем в 1953 году, согласно документации завода ЗИС, Автомобильный завод № 1. 1 построена и оборудована, которая впоследствии стала Первой автомобилестроительной компанией (FAW), лидером китайского автомобилестроения. На базе ЗИС прошли обучение первые молодые специалисты FAW, в том числе будущий лидер Китая Цзян Цзэминь.

В 1954 году на заводе было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Андреевич Грачев. На протяжении многих лет под его руководством СКБ создавало опытные образцы автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых были уникальными. Автомобили ЗИЛ-135 широко используются в армии в качестве шасси для различных систем вооружения, а поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» (грузовой ЗИЛ-4906 с поворотным винтом ЗИЛ-2906 и пассажирский ЗИЛ-49061), созданный для эвакуации космонавтов, использованных в этот день.

26 июня 1956 года завод награжден «Московский дважды ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачева» (ЗИЛ).

ЗИС-150

С 1957 года завод перешел на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

ЗИЛ-164

В 1963 году началось производство совершенно нового грузовика ЗИЛ-130. Он был оснащен новым двигателем мощностью 150 л.с., а также гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой ​​коробкой передач, трехместной кабиной с панорамными омывателями ветрового стекла. Особенностью грузовика стал дизайн, разработанный конструкторами ЗИЛа. Грузовик также был известен своей надежностью. Для производства новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод модернизировал большое количество оборудования.

ЗИЛ-130

В 1964 году производство автомобилей серии ЗИЛ-130 шло полным ходом, но перевозчик работал не на полную мощность. Для увеличения мощности завод стал рассматривать возможность выпуска бескапотных грузовиков, популярных в Европе. Рабочие завода, уже занимавшиеся разработкой советского бескапотного грузовика КАЗ-605, приступили к проектированию опытных образцов бескапотных грузовиков ЗИЛ. В то же время началась разработка проектов ЗИЛ-169 и ЗИЛ-133.

Однако ЗИЛ в конце концов решил сосредоточиться на разработке более перспективной модели ЗИЛ-170, которая требовала меньших затрат на разработку двигателя, так как он был разработан заводом ЯМЗ. Проекты ЗИЛ-169 и ЗИЛ-133 были заморожены, чтобы не отвлекать ресурсы от основного производства.

ЗИЛ-170

В 1968 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве нового завода в Набережных Челнах Татарской АССР для увеличения производства новых бескапотных грузовиков. Это было сделано для развития сотрудничества между республиками СССР, несмотря на то, что завод ЗИЛ уже разработал и испытал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170.

В 1976 году завод КамАЗ начал выпуск грузовика КамАЗ-5320 на основе переданной им технической документации ЗИЛ. Однако до 1980 года завод ЗИЛ продолжал разрабатывать девять моделей КамАЗ-5320, работая над устранением замечаний и недостатков, а также обучая бригады КамАЗов.

Однако в 1976 году ЗИЛ оказался в затруднительном положении, так как основной продукт ЗИЛ-130 уже устарел. Разработка новой модели ЗИЛ-170 не дала ожидаемых результатов, и разработку этой модели передали КамАЗу. ЗИЛ остался с устаревшей моделью ЗИЛ-130 и двумя замороженными проектами, ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169. Для расширения ассортимента и обновления продукции была представлена ​​модель ЗИЛ-133, которая по сути представляла собой трехосную версию ЗИЛ-130.

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Разработка шла медленно из-за необходимости освоения нового дизеля собственной разработки. Были обнаружены серьезные недостатки, в результате которых грузовик вышел на конвейер только в 1985 году и получил индекс ЗИЛ-4331. Заводу понадобилось несколько лет, чтобы подготовиться к производству и отладить технологические процессы, а полноценное производство ЗИЛ-4331 он смог запустить только тогда, когда распался Советский Союз.

ЗИЛ-4331

В сентябре 1992 года предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество в Москве «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачева» — АМО ЗИЛ.

В 2004 году АМО ЗИЛ стал одним из участников проекта завода АМО в Елгаве, Латвия.

В 2008 году АМО ЗИЛ планировал создать совместное предприятие с китайской Sinotruk по производству большегрузных дизельных грузовиков HOWO A5 и HOWO A7, но проект не был реализован из-за кризиса.

В 2009 году АМО ЗИЛ (вместе с филиалами) отправило потребителям 2253 грузовика и 4 автобуса, а выручка компании составила 2,702 млрд рублей.

В 2010 году АМО ЗИЛ выпустил 1258 грузовиков и 5 автобусов, а также завершил производство нескольких кабриолетов ЗИЛ-410441 для участия в парадных церемониях. Также достигнута договоренность с Беларусью о сборке грузовиков МАЗ и тракторов Беларусь на заводах ЗИЛ для нужд коммунального хозяйства Москвы.

В 2010 году АМО ЗИЛ возобновил усилия по установлению партнерских отношений с китайской компанией Foton Lovol и подписал меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области производства грузовых автомобилей, во время торжественной передачи двух гибридных автобусов городу Москве.

Игорь Захаров был избран новым генеральным директором АМО ЗИЛ 4 апреля 2011 года.

Летом 2011 года руководство Tata Motors из Индии и Sinotruk из Китая предложило правительству Москвы безвозмездно передать 50% акций АМО ЗИЛ, объяснив это тем, что для инвестиций необходима серьезная реконструкция и модернизация завода. Однако это предложение не вызвало особого интереса у московского правительства.

В сентябре 2011 года после длительного простоя производство на заводе ЗИЛ возобновилось.

В 2011 году АО Завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ) и ЗАО «Управляющая компания «Развитие»» подписали договор на управление частью имущества и выполнение научно-исследовательских работ по развитию территории предприятия.

В феврале 2012 года заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов заявил, что Fiat и южнокорейские автопроизводители заинтересованы в сборке автомобилей на ЗИЛе.

В конце 2012 года правительство Москвы приняло решение сохранить производство на южной площадке завода, оставив площадь 50 га из 300 га. Остальные площади будут использованы под технопарк и жилые дома. К 2020 году планировалось снести большую часть заводских корпусов, а производство автомобилей сохранить на площади 50-80 га под новым названием СП «МосАвтоЗИЛ», где будет выпускаться 70 000 автомобилей в год.

29 октября 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что на территории завода ЗИЛ будет создан микрорайон, где будут проживать 30 000 человек. Он также отметил, что производство автомобилей продолжится, но в меньших масштабах и экологически безопасным способом. Мэр уточнил, что земля рядом с ТЭЦ будет использоваться под производство. Однако, по другим данным, автомобильное производство могло быть вынесено с территории бывшего завода ЗИЛ, а вместо него построены жилые комплексы. Объект планировалось передать внутри МКАД созданному специальному автокластеру.

В 2015 году продолжился снос корпусов предприятия, большая часть цехов была демонтирована.

В 2016 году оставшиеся цеха на западной стороне МЦК были разрушены при строительстве, а производственные цеха на восточной стороне хоть и существовали, но уже не производили автомобили и находились в аварийном состоянии.

В сентябре 2016 года завод имени Лихачева выпустил свой последний грузовик модели ЗиЛ 43276Т, который в декабре того же года был продан трамвайному депо в Казани.
В сентябре 2019 года заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин представил предварительные итоги реорганизации бывшей промзоны ЗИЛ. Он рассказал, что на территории построено 400 тысяч квадратных метров жилья, помимо ледового дворца «Парк легенд», музея, автоцентра, офисов и многих других коммерческих объектов.

В августе 2021 года проект строительства пятиэтажного филиала Эрмитажа под названием Музей искусств получил одобрение Мосгосэкспертизы и будет реализован на территории бывшей промзоны ЗИЛ, которая продолжает свою реорганизацию.

В 2022 году снесли последний цех ЗИЛа — прессово-сварочный корпус.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 1 ноября 1924 года в Москве был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15.