История завода ЗИЛ: от первого грузовика АМО-Ф-15 до ликвидации предприятия

Завод имени Лихачева, известный как ЗИЛ, был первым автомобилестроительным предприятием в Российской империи и СССР. Основанный в 1916 году как «Товарищество на паях Московского автомобильного общества» (АМО), он получил имя Ивана Лихачева в 1956 году. Автомобильное производство на заводе прекратилось в 2013 году, а в 2021 году предприятие было окончательно ликвидировано, и его территория застроена.

Основание и первые годы

Завод был создан в рамках государственной программы по развитию автомобильной промышленности в России. Согласно плану, в стране должны были появиться шесть новых автозаводов. За строительство одного из них отвечал торговый дом Кузнецовых и Рябушинских. По контракту завод должен был выпускать лицензионные грузовики FIAT 15 Ter образца 1915 года. Условия соглашения предусматривали выплаты итальянской компании FIAT за каждый произведенный автомобиль, а также крупные единовременные платежи. Рябушинские также обязались не экспортировать свою продукцию за границу.

Устав АМО был утвержден 18 мая 1916 года, а закладка завода состоялась 2 августа того же года в Тюфелевой роще. Директором был назначен Дмитрий Бондарев. Однако из-за революций 1917 года, инфляции и развала транспортной системы ни один из шести запланированных заводов не был достроен. К концу 1917 года готовность АМО оценивалась в 2/3–3/4, а на предприятии уже имелось около 500 современных американских станков.

Понимая, что не успеет изготовить первые 150 машин к оговоренному сроку (15 марта 1917 года), руководство завода решило закупить комплекты деталей в Италии и начать «отверточную» сборку. Первые комплекты прибыли в Москву в декабре 1916 года. Всего до 1919 года завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter.

Национализация и переходный период

15 августа 1918 года, после того как Рябушинские не смогли выполнить условия контракта с военным ведомством, Высший совет народного хозяйства объявил все имущество завода АМО собственностью государства. Предприятие продолжало работать, занимаясь не только сборкой оставшихся комплектов FIAT, но и производством деталей для дрезин, вулканизаторов, керосиновых ламп, а с октября 1918 года — капитальным ремонтом грузовиков с фронта.

ФИАТ 15 Тер

В феврале 1919 года АМО вошел в состав Автотреста, а в марте 1921 года — в Цугаз. С 1919 по 1923 годы завод специализировался на ремонте грузовиков, преимущественно американских марок, и начал производство двигателей. Чаще всего ремонтировались грузовики White TAD, которые после модернизации получали название «Белый-АМО». Однако для серийного производства был выбран хорошо знакомый FIAT 15 Ter, так как на него имелась полная документация. Документация по «Белому-АМО» была передана другому заводу и легла в основу грузовика Я-3.

За эти годы АМО отремонтировал сотни автомобилей и мотоциклов, а также участвовал в советской танковой программе, произведя 24 двигателя для танка «Рено».

Рождение первого советского грузовика

30 апреля 1923 года завод был переименован в честь итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро. После окончания Гражданской войны государство смогло выделить больше ресурсов на создание новой техники. В 1922-1923 годах на опытно-конструкторские работы заводу АМО были выделены средства. За основу взяли проверенную модель FIAT 15 Ter. Государственный заказ на выпуск первых советских грузовиков был получен в марте 1924 года.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. Уже 7 ноября колонна из десяти машин прошла по Красной площади, а 25 ноября три грузовика из первой партии успешно завершили испытательный пробег по маршруту Москва — Ленинград — Москва. Успех пробега подтвердил качество продукции, и в марте 1925 года началось серийное производство АМО-Ф-15. В 1925 году выпустили 113 автомобилей, а в 1926-м — уже 342.

В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором стал Иван Лихачев. До 1931 года было выпущено 6971 экземпляр АМО-Ф-15. Однако машина была очень дорогой из-за использования цветных металлов и кустарных методов производства. Ее стоимость в 1927/28 году составляла 8500 рублей, в то время как аналогичный американский Ford в разобранном виде стоил 800-900 рублей. Масштабы производства также не отвечали потребностям индустриализирующейся страны, и в 1928 году стало ясно, что необходима полная реконструкция завода и переход на новую модель.

Эпоха ЗИС и ЗИЛ

В 1930 году была куплена лицензия на американский грузовик Autocar-5S. Собранный из американских комплектующих, он получил название АМО-2. После локализации в 1931 году его переименовали в АМО-3. После модернизации в 1933 году грузовик стал называться ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции завода, началось его массовое производство. На базе ЗИС-5 было создано множество модификаций, и он стал настоящей легендой советского автопрома.

ЗИС-5

В 1953 году документация и оборудование ЗИС были переданы Китаю для создания Первой автомобилестроительной компании (FAW). 26 июня 1956 года завод получил имя Ивана Лихачева и стал называться ЗИЛ. С 1957 года начался выпуск ЗИЛ-164, а в 1963 году — принципиально нового грузовика ЗИЛ-130 с современным дизайном, мощным двигателем и гидроусилителем руля.

ЗИС-150

ЗИЛ-164

ЗИЛ-130

Сложный переход и закат

В 1960-е годы ЗИЛ начал разработку бескапотных грузовиков (ЗИЛ-170), но в 1968 году правительство СССР решило строить для их производства новый завод — КамАЗ в Набережных Челнах. Техническая документация ЗИЛ-170 была передана КамАЗу, и в 1976 году тот начал выпуск грузовика КамАЗ-5320. ЗИЛ же остался с устаревающей моделью ЗИЛ-130.

ЗИЛ-170

Для обновления модельного ряда завод вернулся к замороженным проектам. Трехосный ЗИЛ-133 по сути был развитием ЗИЛ-130. Разработка же новой модели ЗИЛ-169 (будущий ЗИЛ-4331) шла медленно из-за проблем с новым дизельным двигателем. На конвейер он встал только в 1985 году, а полноценное производство началось уже после распада СССР.

ЗИЛ-4331

В сентябре 1992 года предприятие было реорганизовано в АО «АМО ЗИЛ». В последующие годы завод пытался наладить сотрудничество с иностранными компаниями (Sinotruk, Foton, Tata Motors), но проекты не были реализованы. Производство неуклонно сокращалось.

Ликвидация и новая жизнь территории

В 2012 году правительство Москвы приняло решение о сохранении лишь небольшой части производственных мощностей, а остальную территорию завода отдать под застройку. В 2013 году мэр Москвы Сергей Собянин объявил о создании на месте ЗИЛа нового микрорайона. Снос корпусов начался в 2015 году.

В сентябре 2016 года завод выпустил свой последний грузовик. К 2022 году был снесен последний цех — прессово-сварочный корпус. На месте бывшей промзоны выросли жилые комплексы, офисные здания, ледовый дворец «Парк легенд», а также запланировано строительство филиала Эрмитажа. Так завершилась история легендарного автомобильного гиганта, начавшаяся со сборки первого советского грузовика АМО-Ф-15.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 1 ноября 1924 года в Москве был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15.