В последние годы на территории России работало множество заводов иностранных автомобильных концернов, которые производили машины для российского рынка и стран СНГ. Однако после февраля 2022 года ситуация кардинально изменилась, и многие из этих компаний приостановили или полностью свернули свою деятельность. Это поднимает важный вопрос о судьбе оставшихся без владельцев производственных мощностей. Возможно ли, что все конвейеры в стране в итоге будут заняты китайскими брендами и продукцией «Лады»?
Глобальные изменения и позиция правительства
Прошедший год принес серьезные потрясения не только для России, но и для всей мировой экономики. Многие эксперты сходятся во мнении, что текущая ситуация — лишь предвестник более масштабных трансформаций. Помимо внешнеполитических вызовов, перед Россией стоит задача сохранения и развития своего промышленного потенциала. Именно об этом, в частности, недавно в Государственной Думе говорил председатель правительства Михаил Мишустин.
Опуская общие экономические показатели, сосредоточимся на автомобильной отрасли. После констатации сложностей прошедшего периода премьер-министр перешел к обсуждению конкретных мер поддержки. Он сделал важное заявление, которое дает почву для оптимизма:
— Российские власти готовы поддерживать бизнес-проекты иностранных компаний, которые решат развивать свое производство в России, даже если эти компании представляют так называемые недружественные государства…
По мнению главы правительства, в стране созданы комфортные условия для ведения бизнеса, и они открыты для всех. Что это означает для автомобильной промышленности? Прежде всего, то, что передача заводов под управление «АВТОВАЗа» или других российских компаний рассматривается как временная мера. Ее главные цели — сохранить рабочие места и не допустить разрушения современных производственных активов.
Взаимовыгодное партнерство и перспективы возвращения
Сложившаяся схема управления является взаимовыгодной. С одной стороны, иностранный собственник сохраняет свой актив в рабочем состоянии, с другой — государство обеспечивает занятость населения и поступление налогов в бюджет. Важно понимать, что каждый автозавод — это не только прямой коллектив, но и десятки, а то и сотни предприятий-смежников по всей стране.
Обратите внимание: Как защитить госномер от грязи и налипшего снега, не игнорируя Кодекс об административных правонарушениях.
О том, что нынешнее положение дел рассматривается как временное, свидетельствует и тот факт, что в соглашениях о передаче активов обычно прописано право первоочередного выкупа бывшим владельцем. Хотя формальные сроки могут составлять несколько лет, многие аналитики не исключают, что процесс возвращения может начаться гораздо раньше. Например, корейские компании, покинувшие завод «АВТОТОР», демонстрируют заметную активность, что может говорить о их заинтересованности в возобновлении работы.
Экономическая логика и будущее отрасли
Главной целью любого бизнеса, включая автопроизводителей, является не объем продаж как таковой, а получение прибыли. Российский рынок исторически был привлекателен для иностранных брендов именно высокой маржинальностью — прибыль с каждой проданной машины здесь часто была выше, чем в других регионах мира. Поэтому громкие заявления о уходе по политическим мотивам могут быть лишь частью сложной бизнес-стратегии. Как отметил Михаил Мишустин, в деловой среде такие резкие разрывы — редкость. Экономическая целесообразность часто оказывается сильнее сиюминутных политических соображений.
Таким образом, возвращение иностранных автопроизводителей на российский рынок — вполне реальный сценарий. Более того, не исключено, что конкретные сроки и условия этого возвращения уже обсуждаются за закрытыми дверями. Российские производственные площадки, квалифицированные кадры и емкий рынок остаются ценным активом, от которого крупный международный бизнес вряд ли откажется навсегда.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Премьер-министр Мишустин обещал «старое» не поминать.