Мировой рынок электромобилей переживает один из самых значительных ежемесячных спадов за всю свою историю. Данные за январь 2023 года демонстрируют тревожную тенденцию, которая может стать ответом на вопрос о реальной устойчивости спроса на электрокары без государственной поддержки.
Шокирующая статистика января
Согласно исследованию аналитической компании Rystad Energy, в январе было продано всего 672 000 электромобилей. Этот показатель выглядит особенно удручающе на фоне предыдущих месяцев: он составляет лишь около половины от объема продаж в декабре 2022 года и показывает мизерный рост всего на 3% по сравнению с январем прошлого года.
Еще более красноречива динамика доли рынка. По информации HAK Magazine, в январе электромобили заняли лишь 14% от общего числа проданных легковых автомобилей. Это резкий откат от декабрьского показателя в 23%, который демонстрирует, насколько хрупким может быть рыночное положение «зеленого» транспорта.
Причины резкого спада
Основной причиной обвала эксперты называют сокращение или полную отмену государственных субсидий и налоговых льгот во многих странах в начале 2023 года. До этого момента именно щедрая государственная поддержка была ключевым драйвером роста продаж электромобилей, поскольку правительства видели в электрификации транспорта важный шаг к достижению климатических целей.
Субсидии были существенно урезаны во многих странах Европы и в материковом Китае, и в ближайшее время их возвращение маловероятно. Это немедленно отразилось на настроениях потребителей, которые стали менее охотно приобретать электрокары по полной стоимости.
Обратите внимание: PRIORA-что может быть лучше?.
Ситуация на ключевых рынках
Китай, являющийся крупнейшим в мире рынком электромобилей, показал падение продаж в январе почти на 50% по сравнению с декабрем. В Европе, несмотря на небольшой годовой рост, в большинстве стран с декабря фиксировалось резкое снижение. Многие покупатели поспешили оформить покупки до конца 2022 года, чтобы успеть воспользоваться старыми льготами, что искусственно раздуло показатели декабря и усугубило контраст с январем.
Единственным лучом света на глобальном рынке остаются США. Американский рынок находится в начале пути электрификации, и там только начинают действовать новые налоговые льготы в рамках закона о снижении инфляции (IRA). США — единственный крупный регион, где в январе наблюдался и рост продаж, и увеличение доли рынка электромобилей, хотя их вклад в мировой объем пока невелик.
Реакция автопроизводителей и перспективы
Столкнувшись с таким спадом, автопроизводители начали принимать меры. Ярким примером стала Tesla, которая предложила значительные скидки на свои модели в разных регионах мира. К этой стратегии начинают подключаться и другие игроки рынка, пытаясь стимулировать спрос самостоятельно, в отсутствие государственной поддержки.
Общий рост продаж на 3% в годовом выражении — это крайне слабый показатель для отрасли, которая позиционирует себя как локомотив транспортной революции. Если электрическая революция действительно ожидается, таких темпов явно недостаточно. Автопроизводителям предстоит сложный год, в течение которого им придется искать новые способы привлечения покупателей и доказывать, что электромобиль — это выгодное и удобное приобретение даже без щедрых субсидий от государства.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Резкое падение продаж в январе может стать ответом.
