SM был основан ровно полвека назад и является вершиной бренда и причиной его падения.
Самой скандальной модели в истории Citroen исполняется полвека. Ему принадлежит сомнительная честь быть главной причиной банкротства компании и ее поглощения конкурентом Peugeot. Но в то же время это, вероятно, самый изысканный и продвинутый автомобиль, когда-либо носивший значок с двойным шевроном. Напоминаем вам прекрасную историю Citroen SM.
Наследник DS
В конце 60-х легендарный DS продолжал оставаться жемчужиной модельного ряда Citroen. Даже на втором десятилетии своей жизни этот автомобиль по-прежнему опережает большинство конкурентов. Одураченные его успехом, инженеры Citroen решили создать новую, гораздо более быструю и более дорогую версию. И так увлекаются, что в итоге вместо улучшенного ДС получают совершенно новую модель — преемницу.
Налог на убийство
Многие компании в конце 60-х разрабатывали спортивные и более престижные модели. Но для Citroen это особенно большой риск — французский рынок элитных автомобилей был уничтожен огромным «налогом на мощность», введенным правительством после Второй мировой войны. Из-за него один за другим исчезли довоенные французские люксовые бренды, такие как Bugatti и Delahaye. Фактически, только одна впечатляющая роскошная модель Facel Vega была создана во Франции после 1945 года, и это был полный провал.
Необычный союз с Maserati
Но у Citroen есть туз в рукаве. В 1968 году французская компания купила обанкротившуюся Maserati у семьи Орси, чтобы получить доступ к эффективным и быстрым итальянским двигателям.
Это самый необычный союз: французского бренда с упором на комфорт и итальянского бренда, который родился и существует в основном благодаря гоночным и спартанским спортивным купе.
Секрет имени СМ
Что именно означает эта аббревиатура, никто не знает — по распространенной версии, она происходит от Systeme Maserati, но официально компания никогда это не подтверждала.
Дело, однако, в том, что для SM французы используют двигатель, доработанный по их заказу инженерами Maserati. Из-за вышеупомянутого налога во Франции было решено, что агрегат должен быть V6, но с относительно небольшим рабочим объемом — всего 2,67 литра. С двойным верхним распределительным валом он фактически является производным от итальянского V8, уже установленного на Ghibli. Это также объясняет угол в 90 градусов между блоками цилиндров, что необычно для шестицилиндрового агрегата. Этот двигатель развивает максимальную мощность 174 лошадиных силы — на пятнадцать меньше, чем у BMW 3.0CS, и почти на 75 меньше, чем у Jensen Interceptor.
Средний двигатель?
Двигатель установлен низко и далеко назад, за передней осью, что эффективно превращает SM в автомобиль со средним расположением двигателя. Конструкция является самонесущей и имеет такую же самовыравнивающуюся гидравлическую подвеску, как и DS.
Завод обещает максимальную скорость 220 км/ч, но в независимых тестах SM достигает даже 235 км/ч, что делает его самым быстрым переднеприводным автомобилем в мире.
Дизайн бьет рекорды
Дизайн был доверен Роберту Опрону, одному из великих людей того времени и будущему главному дизайнеру Renault, Fiat и Alfa Romeo. Автомобиль заметно длиннее DS и имеет наклонную заднюю часть, что плохо сказывается на грузовом пространстве, но при этом снижает коэффициент аэродинамического сопротивления до рекордных для возраста 0,26.
Даже фары гидравлические
Гидравлика работает не только с полностью независимой подвеской, но и с гидроусилителем руля и тормозами, и даже отвечает за управление поворотными огнями, чего раньше во Франции не было. Шесть лампочек вращаются вместе с рулем, как и инновационный Tucker 48 четвертьвековой давности. Сама подвеска настроена несколько жестче, чем у DS из-за больших динамических характеристик СМ.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
Но в целом он остается на удивление удобным. Поддерживает 200 км/десять несколько часов
SM оснащен одним из первых цельнопластиковых баков необычно большого для Европы объема - 90 литров. Это, а также относительная экономичность двигателя делают автомобиль очень удобным для дальних поездок. Журналисты British Motorsport впечатлены тем, что автомобиль одинаково удобен на всех скоростях и может часами поддерживать скорость 200 км/10, не утомляя водителя. Пресса в целом хвалила сочетание комфорта и точного, очень быстрого рулевого управления. Действительно так быстро, что нужно некоторое время, чтобы привыкнуть.
Тормоз на самом деле резиновая кнопка
Рулевое колесо регулируется по высоте и глубине и перемещается, позволяя водителю выйти из машины. Кроме того, SM оснащен анонсированной на тот момент резиновой тормозной «кнопкой», в которой очень легкое тормозное усилие от ноги водителя усиливается гидравлически. Результат впечатляет — American Popular Science протестировала модель и сообщает, что у нее самый короткий тормозной путь из всех протестированных автомобилей.
Пресса влюбляется в него
Концепт SM уже был показан весной 1970 года в Женеве, а серийный автомобиль был показан той же осенью в Париже. Однако поставки на международные рынки начались в январе 1971 года, ровно 50 лет назад. «SM — это именно то, на что мы надеялись: нечто среднее между идеалами комфорта, роскоши и безопасности Citroen и всем тем, за что выступает Maserati в плане скорости и спортивного обаяния», — написало одно из самых влиятельных британских автомобильных изданий. А America's Road & Track называет SM «одной из лучших пятиступенчатых машин, на которых мы ездили».
Чиновники США саботируют дизайн
Но в Америке, которая является основным рынком сбыта продукции Citroen, пришлось переделывать весь дизайн передней части. Это связано с устаревшими государственными стандартами для фар. Из-за них изящные капсулированные фары были опущены и заменены открытыми круглыми фонарями, довольно старомодными и не в стиле автомобиля.
Но главная проблема - цена. В США SM продается за баснословные 11 482 доллара — около 74 000 долларов в сегодняшних деньгах. До этого самым дорогим Citroen на американском рынке был DS21 Pallas — всего 4876 долларов.
первый в этом году европейский автомобиль в США
Несмотря на все это, SM пользовался приличным интересом в США, чему способствовало беспрецедентное решение Motor Trend назвать его Североамериканским автомобилем года (чего никогда раньше не случалось с автомобилями за пределами США). Компания также предлагает более мощную версию специально для рынка США, с 3-литровым двигателем вместо 2,7-литрового.
И снова чиновники
Однако все резко оборвалось в 1974 году, когда Американская администрация дорожного движения NHTSA ввела новые строгие правила — на этот раз для бамперов. Французы получили заверения, что для их уже представленной модели на американском рынке будет сделано исключение — но этого не происходит. SM не может соответствовать новым правилам из-за регулируемой по высоте подвески. Так что последние 134 единицы, доставленные в Америку, вдруг оказались нелегальными и их пришлось вывезти в Японию и продать там.
Банрут и поглощение
В итоге Ситроен не смог выпустить даже 13 000 единиц этой удивительной модели (из них 2037 в американской версии). В 1974 году, во многом из-за огромных затрат SM, компания обанкротилась и была выкуплена старым врагом Peugeot. Исторический завод Que André Citroën в Париже был закрыт, а производство SM было прекращено.
Настоящая причина в двигателе
Основной причиной провала СМ, помимо государственного регулирования, является нефтяной кризис, начавшийся в 1973 году. Но некоторые эксперты говорят, что снижение интереса началось еще раньше, ближе к концу 1972 года, и связано с некоторыми проблемами с автомобилем обслуживание. SM имеет сердце экзотического итальянского автомобиля и требует не меньшего внимания, особенно при периодической настройке карбюраторов Weber. Citroen забыл предупредить клиентов, что цепи привода ГРМ также нуждаются в регулярной ручной регулировке, а большинство автомехаников того времени в Европе не имели опыта работы с двигателями V6 с развалом на 90 градусов.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Основанная ровно полвека назад, SM является вершиной бренда и причиной его падения.