Уникальный двигатель W12: наследие Фердинанда Пиеха
В современной автомобильной индустрии, где доминируют трёх- и четырёхцилиндровые моторы, а восьмицилиндровые стали редкостью, один легендарный двигатель из прошлого продолжает удивлять. Речь идёт о мифическом W12 — настоящем монстре, который, несмотря на жёсткие экологические нормы Euro 6d и Euro 7, всё ещё жив, хотя и доживает свои последние дни.
Самый успешный и известный W12 был создан концерном Volkswagen по инициативе покойного перфекциониста и инженерного гения Фердинанда Пиеха. Интересно, что технически это не классический W12 в чистом виде. Конструкция ближе к V12, поскольку представляет собой два знаменитых двигателя VR6, объединённых в один блок с двумя распределительными валами. Эта инженерная находка подарила миру один из самых необычных силовых агрегатов последней четверти века, кульминацией которого стал двигатель для Bentley Batur.
Уникальная конструкция W12 давала ему два ключевых преимущества перед традиционным V12. Во-первых, двигатель был более компактным, особенно по длине, что упрощало его компоновку в моторном отсеке. Во-вторых, он отличался выдающейся плавностью работы и сбалансированностью. А 23 года эксплуатации доказали, что этот мотор ещё и невероятно надёжен. Давайте вспомним самые интересные автомобили, которые стали носителями этой легендарной силовой установки.
Хронология легенды: от концептов до серийных авто
Концепт Audi Avus, 1991 год
Точное время рождения идеи объединить два VR6 в один большой двигатель неизвестно, но главным вдохновителем, безусловно, был Фердинанд Пиех. Мир впервые увидел работающий W12 в 1991 году на концепт-каре Audi Avus. Этот автомобиль, созданный в память о гоночных Auto Union 1930-х, получил прозрачный капот, чтобы публика на автосалонах могла в деталях рассмотреть инновационный двигатель.
Volkswagen W12 Nardo, 2001 год
Следующим этапом стал концепт VW Synchro, представивший W12 в паре с новой системой полного привода. А затем появился VW Nardo — прототип немецкого суперкара от Джорджетто Джуджаро с битурбированным W12. Хотя серийным он так и не стал, уступив дорогу Bugatti Veyron, он блестяще выполнил другую задачу: на трассе Нардо он установил рекорд, преодолев 7740,5 км со средней скоростью 322,89 км/ч.
Audi A8 W12 6.0, 2001 год
Первый серийный автомобиль с W12 появился не как суперкар, а как флагманский седан. Фердинанд Пиех решил установить этот мотор в первое поколение Audi A8. Атмосферный двигатель объёмом 6.0 литров развивал 420 л.с., что было даже больше, чем у тюнингованного S8. Сегодня этот A8 — коллекционная редкость, выпущенная тиражом менее тысячи экземпляров.
Volkswagen Phaeton, 2003 год
Ещё одна амбициозная идея Пиеха — создать роскошный лимузин под маркой Volkswagen. Для этого были задействованы все ресурсы, включая монументальный W12. Результат, Volkswagen Phaeton, до сих пор впечатляет качеством отделки, комфортом и инженерными решениями. Однако рынок не был готов платить большие деньги за автомобиль с эмблемой VW, что сделало проект коммерчески неуспешным.
Bentley Continental Flying Spur, 2005 год
Настоящий прорыв для W12 случился с появлением четырёхдверного седана Bentley Flying Spur. Его двигатель мощностью 560 л.с. разгонял автомобиль почти до 320 км/ч, полностью раскрыв потенциал как силовой установки, так и новой платформы Bentley. Именно эта модель сделала W12 по-настоящему массовым в рамках премиум-сегмента и сегодня остаётся привлекательным предложением на вторичном рынке.
Обратите внимание: Автомобили президентов и самых влиятельных людей мира.
Volkswagen Touareg, 2005 год
Было время, когда большой внедорожник Volkswagen можно было заказать с 12 цилиндрами под капотом. Это странное, на первый взгляд, сочетание пользовалось спросом: изначально запланированный лимит в 500 автомобилей был значительно превышен.
Spyker C12 La Turbie, 2006 год
Для поклонников несбывшегося VW Nardo голландская компания Spyker подготовила утешение — модель C12 с атмосферным W12. Это была самая мощная безнаддувная версия двигателя, выдававшая 507 л.с. К сожалению, автомобиль был выпущен крошечной серией, включая несколько экземпляров с кузовом от ателье Zagato.
Концепт Volkswagen Golf W12, 2007 год
Пожалуй, самый абсурдный носитель этого двигателя. В 2007 году Volkswagen создал концепт хот-хэтча Golf с битурбированным W12 мощностью 650 л.с. с задним приводом. Это был уникальный проект, созданный для фан-встречи на Вёртерзее, и о серийном производстве речи не шло.
Bentley Continental Supersports, 2009 год
С этой моделью W12 окончательно перешёл в разряд массовых для бренда Bentley. В Supersports двигатель развивал уже 630 л.с., делая его самым мощным «гражданским» Bentley на тот момент.
Audi A8 L W12 6.3, 2012 год
Последняя попытка Audi предложить W12 под своим брендом. Объём двигателя вырос до 6.3 литров, а мощность — до 500 л.с. Ирония в том, что этот мотор снова был доступен только для флагманского A8, но не для спортивного S8.
Bentley Continental Supersports, 2017 год
Новое поколение Supersports сохранило верность W12, увеличив мощность до феноменальных 710 лошадиных сил. Продажи этой модели, особенно после пандемии, били все рекорды.
Bentley Bentayga Speed, 2019 год
С появлением первого внедорожника Bentley мир увидел новую эволюцию W12. Двигатель получил модернизированные системы охлаждения, впрыска и турбонаддува, а также технологию отключения цилиндров. Bentayga Speed с разгоном до 100 км/ч за 3.9 секунды стал самым быстрым серийным внедорожником в мире.
Лебединая песня легендарного мотора
Bentley Batur
Эта эксклюзивная модель, выпущенная тиражом в 18 экземпляров, стала лебединой песней двигателя W12. Следующее поколение автомобилей Bentley, ожидаемое после 2025 года, перейдёт на электродвигатели. Batur с его 750 лошадиными силами — это достойный и мощный финал более чем 30-летней истории одного из самых необычных и харизматичных двигателей в автомобильном мире, рождённого благодаря настойчивости и инженерному видению Фердинанда Пиеха.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От самолетов до фикс-идеи Фердинанда Пиеха: история одного из самых необычных байков.
