Российский авторынок переживает трансформацию: на смену ушедшим западным брендам приходят китайские производители. Примечательно, что многие из них выходят на рынок не под собственными именами, а под российскими брендами, такими как «Москвич» и «Эволют». В ближайшем будущем к этому списку присоединится и Lada — на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, переданном АвтоВАЗу, планируется начать выпуск автомобилей китайской разработки под маркой Lada. Это станет знаковым событием, учитывая историю сотрудничества АвтоВАЗа с альянсом Renault-Nissan. Хотя о замене двигателей на китайские аналоги речи пока не идет, автоматические коробки передач для новых моделей Lada уже будут китайского производства. Это вызывает закономерный вопрос: почему такая схема — производство под российскими брендами — оказывается для китайских компаний более привлекательной, чем полноценная локализация собственного производства?
Уроки прошлого: риски локализации
В 2000-е годы Россия переживала бум локализации: мировые автогиганты открывали здесь заводы полного цикла, стремясь закрепиться на растущем рынке. К концу 2010-х годов подавляющее большинство иномарок в России собиралось на местных предприятиях. Однако такая стратегия требовала колоссальных инвестиций в строительство, оборудование и обучение персонала.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
Современные геополитические реалии показали всю уязвимость этой модели. Многие иностранные компании были вынуждены свернуть деятельность, понеся многомиллиардные убытки и продавая активы за бесценок.Бизнес-модель без обязательств
Сотрудничество по схеме «китайская начинка — российский бренд» кардинально меняет расклад сил. Китайские производители выступают в роли поставщиков технологий и комплектующих, в то время как все риски и затраты по организации производства, найму персонала, маркетингу и продажам ложатся на российскую сторону, которой принадлежит бренд. Таким образом, китайские компании минимизируют свои финансовые и репутационные риски. В случае изменения рыночной конъюнктуры или ухудшения отношений они могут относительно безболезненно прекратить поставки, не теряя вложенных в инфраструктуру средств.
Преимущества «отверточной» сборки
Даже для тех китайских брендов, которые продают автомобили под собственным именем, «отверточная» сборка (SKD/CKD) часто предпочтительнее создания завода полного цикла. Это позволяет избежать огромных капитальных затрат на строительство и высокотехнологичное оборудование. На сегодняшний день лишь Haval построил в России собственный завод полного цикла. Остальные игроки, включая Chery, который в 2023 году начал сборку на заводе «Автор», предпочитают импортировать практически готовые машины или сборочные комплекты. Эта гибкая модель дает им возможность быстро адаптироваться к изменениям спроса и при необходимости так же быстро покинуть рынок.
Вывод: необходимость развития собственного автопрома
Описанная стратегия наглядно демонстрирует, почему для России критически важно развивать собственные инженерные и производственные компетенции в автомобилестроении. Текущая модель делает страну зависимой от иностранных технологий при минимальной ответственности поставщиков. В долгосрочной перспективе только наличие сильного национального автопрома, способного создавать конкурентные продукты, может стать гарантией технологического суверенитета и стабильности отрасли в условиях меняющейся геополитической обстановки.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему китайцам выгодно производить автомобили под российскими брендами и невыгодно локализовать собственное производство.
