К чему мы пришли и чего ждать дальше

Начало СВО и последовавшие за волевым решением нашего президента санкции серьезно изменили привычный курс, в том числе и в автомобильной отрасли. В первую — и мы очень надеемся, последнюю — годовщину начала спецоперации портал «АвтоВзгляд» рассказывает, как вспышка конфликта отразилась на автомобильной отрасли России, рынке, сегментах послепродажного обслуживания и страхования, а также то, что, по мнению экспертов, следует ожидать в дальнейшем.

Иностранные автопроизводители молниеносно отреагировали на объявление о начале СВО — многие бренды приостановили поставки своих автомобилей в Россию буквально в тот же день. Но не все были готовы «гнуть линию» до конца. Большинство «недружественных» компаний, осознающих важность небольшого, но гордого рынка, до сих пор находятся в подвешенном состоянии, а тех, кто в итоге разорвал партнерские отношения с нашей страной, можно пересчитать по пальцам одной руки.

ПРОДАЖИ

Так представители организации General Motors, Ford (подразделение по коммерческим автомобилям), Renault, Nissan (и, соответственно, Infiniti) и Mercedes-Benz выступили с официальным заявлением о прекращении деятельности в России в первый год существования СВО. Каждый. Остальные притворились мертвыми, продали свои местные заводы, расторгли СПИК, сократили штат или просто заморозили поставки на неопределенный срок, но дверью не хлопнули.

Почему-то европейские, японские и корейские автомобильные компании не смогли работать на полную мощность, и это стало большим подарком судьбы китайцам, сумевшим реализовать уникальный шанс. Бренды из Китая наводнили нас новинками, заняли 30% рынка, прочно обосновались в ТОПе, уступая только отечественным LADA. И это при том, что цены на них никогда не бывают демократичными. И оно понятно: почему дешево, если все равно хотят купить.

Кстати, цены на новенькие автомобили подскочили с начала действия СВО примерно в полтора-два раза. Возьмем для примера Hyundai: россияне ужасно возмутились, когда узнали, что с 1 февраля 2022 года минимальная цена на Solaris составит 1 005 000 рублей, а на Creta — 1 349 000. Сейчас за эти некогда бюджетные модели дилеры действительно просят 2 и 2,3 млн.

Примерно то же самое произошло и с рынком подержанных автомобилей: цены на подержанные автомобили подорожали в среднем на 30-45%, а предложение сократилось на 20%. С другой стороны, стал активно развиваться параллельный импорт. Пусть продажи «серых» автомобилей пока невелики, но этот сегмент как минимум радует разнообразием: как совершенно новые, неизвестные ранее модели, так и знакомые, когда-то любимые. Конечно, с «параллельными» автомобилями надо быть предельно осторожным, но сейчас не об этом.

Продолжая тему разнообразия и автопремьер, напомним, что за год СВО российский рынок новых автомобилей не только потерял игроков, но и приобрел их. Мы не будем говорить о тех, кто только что объявил о скором запуске или поступил по «серому» ходу — перечислим тех, кто уже открыл официальные продажи. Среди них отечественные «Москвич», «Эволют» и «Соллерс» (наладившие выпуск грузовиков JAC под собственной маркой), а также китайские «Омода», «Танк» и «Воя.

ПРОИЗВОДСТВО

Заглянем в автомобильную промышленность: посмотрим, что произошло с российскими автозаводами за год. «Автотор» прекратил сотрудничество с Hyundai, Kia и BMW и перешел на китайские Kaiyi и BAIC. Рено стал Москвичем, Ниссан стал Ладой. Toyota и Volkswagen ищут покупателей. Главная страница Hyundai и PSMA Rus (Stellantis и Mitsubishi) неактивна. Mercedes-Benz продал компанию «Автодому», а Mazda и Ford продали свои акции «Соллерсу». СП Соллерс и Isuzu закончили СПИК с государством, но больше о японцах ничего не было слышно. Ну и Моторинвест запустили — с переделанными электропоездами из Китая под маркой Evolute.

Кстати, те же «штормы» и производители шин, имевшие производственные площадки в России. Первые несколько месяцев казалось, что они все распространятся, но нет.

Обратите внимание: Легенда №917. Porsche рожденный побеждать..

Например, японская Yokohama сначала «заморозила», но потом возобновила выпуск каучука — когда решила проблему с поставками сырья. Финская Nokian решила передать свои активы «Татнефти» (соглашение уже одобрено ФАС). Michelin, вероятно, пойдет по тому же сценарию: французы объявили об уходе, но, похоже, еще не нашли покупателя.

СЕРВИС И ЗАПЧАСТИ

В целом можно сказать, что спустя год после начала СВО особых проблем с шинами в России нет. Как, в общем-то, и с запчастями. Да, некоторое время был дефицит, но сейчас, как рассказала порталу «АвтоВзгляд» директор техцентра «Автосвита» Мария Посеницкая, ситуация стабилизировалась. Что касается стоимости, то запчасти, по разным оценкам, добавляют к цене около 30%, а автосервисы — 40-50%.

- С расходными материалами для обслуживания, элементами подвески и прочими узлами в машине проблем нет: наверняка есть и аналоги, и оригиналы. Сложности бывают только с редкими позициями: некоторые запчасти приходится ждать долго, а их стоимость удвоилась. Качественное «неоригинал», кстати, тоже подорожало: на 40-100%. И появилось много контрафактной продукции — подделки чаще всего встречаются на авторынках и у частников, предупреждает Мария Посеницкая.

СТРАХОВАНИЕ

Поскольку запчасти и сервисные работы подорожали, россияне сталкиваются с невозможностью ремонта по ОСАГО. Сверхжадные страховые компании (которые на секунду закрылись в прошлом году с рекордным плюсом по выручке) перестали выдавать клиентам направления на ремонт, а ущерб компенсировали наличными. Но этих сумм автовладельцам катастрофически не хватает. Такие проблемы, конечно, были и раньше, но в последний год ситуация стала намного хуже.

- Сейчас почти никто никого не ремонтирует по инструкции ОСАГО. Во-первых, потому что найти необходимые детали стало сложнее, а во-вторых, их реальная рыночная стоимость намного выше той, что указана в каталогах ППШ. Страховым компаниям легче избавиться от клиента деньгами. И тогда он вынужден обращаться к независимым оценщикам и взыскивать разницу. Ведь денежная форма компенсации также предполагает учет амортизации транспортного средства, что существенно снижает размер выплаты, — прокомментировал ситуацию порталу «АвтоВзгляд» автомобильный эксперт Алексей Шичавин.

Кроме того, наш собеседник отметил, что за последний год, по его наблюдениям, все больше россиян стали отказываться от покупки полиса ОСАГО. Что, в общем-то, и неудивительно: зачем платить за "автоштатный шкаф", если ощущения от него при наступлении страхового случая не намного больше, чем от куска туалетной бумаги. И это при том, что ОСАГО продолжает дорожать, хоть и ненамного. По некоторым данным, за год полис прибавил в цене 10-15%.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Что мы можем ожидать дальше? Если говорить об авторынке и автопроме страны, то, по убеждению автомобильного эксперта Сергея Бургазлиева, все самые важные и сложные изменения уже произошли. В ближайшие пять лет бренды, попрощавшиеся с Россией, не вернутся — по крайней мере, не с той бизнес-моделью, которую они использовали раньше. А раз им нельзя доверять, приходится разрабатывать свою, с чем у властей, утвердивших в прошлом году примерную «стратегию», явно проблемы.

А пока правительство поднимет отрасль с колен, решит множество накопившихся проблем, нам остается только позаботиться об имеющихся автомобилях, ведь обновление автомобиля сегодня – это не доступные «хотелки». А чтобы «железный конь» прослужил как можно дольше, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание и не откладывать надолго необходимый ремонт. Ну и конечно быть максимально аккуратным за рулем, ведь ремонт после аварии, как мы уже говорили, стал невероятно проблематичным.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: К чему мы пришли и чего ждать дальше.