Год перемен: как изменился российский авторынок после начала СВО и что ждет в будущем

Начало специальной военной операции и последовавшие за этим беспрецедентные санкции стали поворотным моментом для всей экономики России, включая автомобильную отрасль. По прошествии года с начала событий портал «АвтоВзгляд» анализирует, как конфликт повлиял на все сферы автомобильной жизни: от производства и продаж новых машин до рынка подержанных авто, сервисного обслуживания и страхования. Эксперты также дают прогнозы на ближайшее будущее.

Продажи новых автомобилей: уход гигантов и китайский прорыв

Реакция иностранных автопроизводителей на начало СВО была молниеносной. Многие бренды приостановили поставки в Россию практически в тот же день. Однако не все компании решились на полный разрыв отношений. Такие гиганты, как General Motors, Ford (коммерческий транспорт), Renault, Nissan (включая Infiniti) и Mercedes-Benz, официально объявили о прекращении деятельности в России в течение первого года. Остальные заняли выжидательную позицию: продали заводы, расторгли соглашения о промышленной сборке (СПИК), сократили штат или просто заморозили поставки, оставив возможность для возвращения.

Этот вакуум, образовавшийся после ухода или «заморозки» европейских, японских и корейских брендов, стал уникальным шансом для китайских автопроизводителей. Они активно наводнили рынок новинками, захватив около 30% доли и прочно обосновавшись в топе продаж, уступая только отечественным LADA. Примечательно, что цены на китайские автомобили остаются высокими, что объясняется стабильным спросом в условиях дефицита предложения.

За год цены на новые автомобили выросли в среднем в полтора-два раза. Яркий пример — модели Hyundai Solaris и Creta, которые из бюджетных превратились в автомобили стоимостью 2 и 2.3 млн рублей соответственно. Рынок подержанных автомобилей также пережил взлет цен на 30-45% при сокращении предложения на 20%. Параллельно стал активно развиваться параллельный импорт, предлагающий как экзотические новинки, так и знакомые модели, хотя покупателям в этом сегменте стоит проявлять особую осторожность.

Несмотря на уход многих игроков, рынок пополнился новыми брендами. Среди тех, кто уже начал официальные продажи, — возрожденный «Москвич», отечественные «Эволют» и «Соллерс» (с грузовиками JAC), а также китайские Omoda, Tank и Voyah.

Производство: реструктуризация и новые владельцы

Автопром России за год претерпел масштабную реструктуризацию. Крупнейшие заводы сменили профиль или владельцев. «Автотор» прекратил сборку Hyundai, Kia и BMW, переключившись на китайские марки Kaiyi и BAIC. Завод Renault стал выпускать «Москвичи», а мощности Nissan перешли под контроль «Лады». Активы Toyota и Volkswagen выставлены на продажу. Hyundai и PSMA Rus (Stellantis и Mitsubishi) приостановили работу. Mercedes-Benz продал свой завод компании «Автодом», а доли Mazda и Ford отошли «Соллерсу». Совместное предприятие «Соллерс» и Isuzu завершило СПИК с государством. Кроме того, был запущен проект «Моторинвест», который занимается локализацией китайских электромобилей Evolute.

Аналогичные процессы затронули и производителей шин. После первоначальной неразберихи некоторые компании, как японская Yokohama, возобновили производство, решив вопросы с поставками сырья. Финская Nokian Tyres договорилась о передаче активов «Татнефти», а Michelin, объявив об уходе, пока ищет покупателя для своего завода.

Обратите внимание: Легенда №917. Porsche рожденный побеждать..

Сервис и запчасти: стабилизация с ростом цен

Спустя год после начала СВО острый дефицит запчастей и шин в основном преодолен. Как отмечает директор техцентра «Автосвита» Мария Посеницкая, ситуация стабилизировалась, хотя и с существенным ростом цен. Запчасти в среднем подорожали на 30%, а стоимость работ в автосервисах выросла на 40-50%.

«С расходными материалами, элементами подвески и большинством узлов проблем нет: есть и аналоги, и оригиналы. Сложности возникают с редкими позициями — их ждут дольше, а цена может быть вдвое выше. Качественные неоригинальные запчасти также подорожали на 40-100%. Кроме того, на рынке появилось много контрафактной продукции, особенно на авторынках и у частных продавцов», — предупреждает эксперт.

Страхование: кризис доверия к ОСАГО

Рост цен на запчасти и ремонт привел к системным проблемам в страховании. Страховые компании, получившие в прошлом году рекордную прибыль, все реже выдают направления на ремонт по ОСАГО, предпочитая выплачивать денежную компенсацию. Однако этих сумм зачастую недостаточно для реального восстановления автомобиля.

«Сегодня почти никого не ремонтируют по ОСАГО в полном объеме. Во-первых, сложно найти детали, а во-вторых, их рыночная стоимость значительно превышает данные в каталогах страховщиков. Компаниям проще рассчитаться деньгами, после чего клиент вынужден через независимую экспертизу взыскивать разницу. К тому же при денежной выплате учитывается износ, что еще больше сокращает сумму», — поясняет автомобильный эксперт Алексей Шичавин.

Эксперт также отмечает тревожную тенденцию: все больше автовладельцев отказываются от покупки полиса ОСАГО, не видя в нем реальной защиты. Это происходит на фоне продолжающегося, хоть и умеренного (10-15% за год), роста стоимости самого полиса.

Что дальше? Прогнозы и рекомендации

По мнению автомобильного эксперта Сергея Бургазлиева, самые болезненные и масштабные изменения на авторынке уже произошли. В ближайшие пять лет ушедшие бренды не вернутся в прежнем формате. Это заставляет власти искать новые пути развития отрасли, однако утвержденная в прошлом году стратегия пока вызывает много вопросов.

Пока государство работает над восстановлением автопрома, владельцам автомобилей стоит уделить максимум внимания сохранности своего транспорта, так как покупка нового авто для многих стала непозволительной роскошью. Чтобы продлить срок службы машины, необходимо строго соблюдать регламент технического обслуживания и оперативно устранять неисправности. Также крайне важна аккуратная езда, ведь организация ремонта после ДТП в нынешних условиях сопряжена с огромными сложностями и финансовыми потерями.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: К чему мы пришли и чего ждать дальше.