В 2022 году российский авторынок пережил глубокий кризис. Объём продаж новых автомобилей составил всего 630 тысяч единиц, что на 58% меньше показателя предыдущего года. Это падение привело к тому, что Россия опустилась в мировом рейтинге по продажам на восемь позиций, пропустив вперёд такие страны, как Малайзия, Турция, Испания, Индонезия, Иран, Австрия, Мексика, Италия, Канада, Франция, Великобритания, Южная Корея, Бразилия, Германия, Индия, Япония, США и Китай.
Колоссальный разрыв с лидерами рынка
Особенно показательно сравнение с абсолютными лидерами мирового автопрома. В Китае за тот же период было продано 26,61 миллиона новых автомобилей, а в США — 13,65 миллиона. Таких объёмов продаж в России не было за всю историю, и в обозримом будущем их достижение выглядит маловероятным.
Причины кризиса: цены, ассортимент и покупательная способность
Ситуацию на рынке усугубляет целый комплекс проблем. Во-первых, автомобили в России сейчас считаются одними из самых дорогих в мире. Во-вторых, выбор резко сузился после ухода с рынка большинства международных брендов. Основное предложение сейчас представлено китайскими марками и продукцией «АвтоВАЗа». Хотя на рынке ещё остались единичные экземпляры премиальных марок, их цены стали запредельными. Механизм параллельного импорта, от которого ждали спасения, не смог кардинально изменить ситуацию.
Обратите внимание: Россия прощается с машиной и эпохой. Что пишут зарубежные СМИ о нашем автопроме.
Однако ключевая проблема, возможно, лежит даже не в ограниченном ассортименте или высокой стоимости. Главным фактором стало снижение покупательной способности населения. Статистика показывает, что большинство из проданных 630 тысяч автомобилей были приобретены в кредит. Это говорит о том, что даже базовые модели, такие как упрощённые «Лады», стали неподъёмными для многих россиян.
Опыт Ирана: развитие под санкциями
Интересен для сравнения опыт Ирана, который развивает собственную автомобильную промышленность в условиях санкций уже четыре десятилетия. Несмотря на это, в 2022 году иранский рынок показал объём в 1 миллион проданных новых машин. Местные автомобили, возможно, не являются вершиной инженерной мысли, но они оснащаются современными системами активной и пассивной безопасности, автоматическими коробками передач и другими опциями, которые сейчас массово отсутствуют на российских моделях. При этом даже хорошо укомплектованные иранские автомобили зачастую оказываются дешевле российской «Лады Гранты» в базовой, «обезличенной» комплектации.
Дорогие читатели, что вы думаете по этому поводу?
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Россия опустилась на восемь строчек в рейтинге количества проданных автомобилей в мире.

