Забытый советский минивэн ИЖ-042: проект, опередивший время

В коллекции музея Ижевского автозавода хранится уникальный экспонат — прототип минивэна ИЖ-042, созданный советскими конструкторами. Даже спустя десятилетия эта машина вызывает живой интерес у специалистов и автолюбителей, демонстрируя нереализованный потенциал отечественного автопрома.

Концепция, рожденная в эпоху перемен

По своим характеристикам и концепции ИЖ-042 мог бы на равных соперничать с популярными в то время корейскими и японскими микроавтобусами. Однако его появление в 1990 году совпало с началом глубоких экономических и политических преобразований в стране, что во многом предопределило его судьбу.

Универсальная платформа будущего

Разработка ИЖ-042 велась в русле общей тенденции тех лет: советские инженеры активно работали над созданием универсальных, многофункциональных автомобилей. Аналогичные проекты, например, существовали на ЛуАЗе. Ключевая идея заключалась в создании модульной платформы, на базе которой можно было бы быстро собирать различные модификации — от пассажирского микроавтобуса до грузового фургона. Эта гибкость обеспечивалась за счет использования быстросъемных панелей кузова, что значительно упрощало и удешевляло процесс трансформации.

Команда создателей и технические решения

Конструкцию перспективного минивэна разрабатывал А. Палагин под пристальным вниманием заместителя главного конструктора А. Кондрашкина. Непосредственное участие в проекте принимал и главный конструктор «ИЖМАШ-Авто» Умняшкин, что подчеркивало важность этой работы для предприятия.

Масса готового автомобиля составляла 1100 кг.

Обратите внимание: Мы за здоровую конкуренцию, в которой видим только преимущества. Прочитайте какие.

В качестве силовых агрегатов рассматривались двигатели от моделей ИЖ-2126 и ИЖ-2717. Для обеспечения надежности и проходимости по отечественным дорогам была выбрана простая и проверенная зависимая задняя подвеска на рессорах. Основным вариантом стал бензиновый 1,8-литровый мотор мощностью 99 лошадиных сил, который сочетался с пятиступенчатой механической коробкой передач.

Интерьер автомобиля сочетал в себе элементы дизайна от моделей «Иж-Ода» и ВАЗ «Самара», а рулевое колесо было позаимствовано у ВАЗ-2108.

Трудная судьба прототипа

К 1991 году работы над созданием опытного образца были в основном завершены. Однако в условиях нарастающего экономического кризиса финансирование проекта прекратилось, и средств на необходимую доработку и организацию серийного производства найти не удалось. В последовавший период неразберихи готовый прототип бесследно исчез с территории завода.

Обнаружили уникальную машину лишь спустя пять лет, причем в частично разобранном состоянии. На его полное восстановление ушло много времени и сил. Интересно, что в процессе реставрации в салон добавили кнопку переключения передач от современных Lada Granta. История ИЖ-042 — это наглядный и печальный пример того, как масштабные исторические потрясения помешали реализации перспективного отечественного проекта, который мог бы занять свою нишу на рынке.

Как вы считаете, был ли у советского минивэна шанс на успех? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль мог составить достойную конкуренцию корейским и японским микроавтобусам.