В начале 1980-х годов, на фоне расцвета легендарной и безумной Группы B в мировом ралли, в Советском Союзе велась секретная разработка собственного гоночного автомобиля. Целью было ни много ни мало — выход на высший уровень чемпионата мира. Проект, о котором знали единицы, должен был бросить вызов таким иконам, как Audi Quattro, Lancia 037 и Peugeot 205 T16.
Рождение легенды: от идеи до прототипа
Инициатором смелого проекта выступил талантливый гонщик Стасис Брундза. В 1984 году на Вильнюсском автомобильном заводе (ВФТС) началось создание автомобиля, получившего имя Lada EVA. За основу была взята популярная «восьмерка» (ВАЗ-2108), однако сходство с серийной моделью было чисто внешним. На деле инженеры построили совершенно новую машину: легкую и прочную трубчатую раму обшили панелями из стеклопластика, что позволило радикально снизить вес.
Обратите внимание: Курсы экстремального и контраварийного вождения — обзор.
Сердцем раллийного монстра стал модифицированный двигатель от ВАЗ-2106. Специалисты ВФТС провели масштабную доработку: увеличили рабочий объем до 1.9 литра, создали и установили 16-клапанную головку блока цилиндров, систему распределенного впрыска топлива и турбокомпрессор. В результате форсированный мотор выдавал около 300 лошадиных сил. Хотя этой мощности было недостаточно для борьбы с лидерами Группы B, планы были грандиозными — дальнейшее развитие включало внедрение полного привода и наращивание мощности.
Взлет и внезапное забвение
Несмотря на скромные по мировым меркам характеристики, Lada EVA стала технологическим прорывом для советского автопрома и самым быстрым автомобилем в СССР на тот момент. Уровень исполения и потенциал машины впечатлили даже государственных чиновников, которые дали разрешение на выпуск омологационной партии из 200 экземпляров, необходимой для допуска к соревнованиям. Казалось, советская раллийная программа вот-вот стартует на мировой арене.
Однако судьба распорядилась иначе. В 1986 году, из-за череды трагических аварий, Международная автомобильная федерация (FIA) приняла решение полностью запретить Группу B. Мир лишился самых зрелищных раллийных автомобилей в истории, а проект Lada EVA в одночасье потерял всякий смысл. Уникальный прототип, так и не успевший выйти на старт, стал символом упущенной возможности и памятником смелой инженерной мысли.
Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком 🧡, а также подпишитесь на мой телеграм-канал. Это тоже очень интересно!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Мало кому известно, но в начале 80-х в СССР велась разработка раллийного автомобиля для участия в Чемпионате мира по ралли.

