Современное состояние российского автопрома можно охарактеризовать как глубокий кризис. Исходной точкой проблем стал массовый уход международных автомобильных брендов и прекращение поставок критически важных компонентов из-за границы. Отечественные производители, включая флагмана отрасли, были вынуждены перейти на выпуск упрощенных моделей. Несмотря на то, что конвейеры продолжают работать, а автомобили поступают в продажу, положение АвтоВАЗа остается крайне тяжелым и нестабильным.
Проблемы с лакокрасочными материалами
Одной из наиболее наглядных проблем стал острый дефицит автомобильной краски. Как стало известно официально, завод столкнулся с серьезным ограничением цветовой палитры. Первые сигналы о нехватке лакокрасочных материалов появились еще в конце 2022 года, а к 2023 году ситуация лишь усугубилась. В течение длительного времени модель Lada Granta сходит с конвейера преимущественно в черном цвете, изредка появляются белые экземпляры. Lada Niva Travel и вовсе доступна только в темно-зеленом исполнении.
Корень проблемы кроется в цепочке поставок. Краска закупалась у производителей, которые зависели от импортного сырья, доступ к которому был ограничен. Нет сырья — нет и конечного продукта. Пока АвтоВАЗ публично не комментирует эту ситуацию, однако Минпромторг пообещал разобраться. Наиболее вероятным решением видится переход на сырье из Китая. Отдельную тревогу вызывает судьба катафорезного грунта, используемого для антикоррозийной обработки кузова. Его отсутствие может привести к выпуску автомобилей без качественной оцинковки, что резко сократит срок их службы из-за ускоренной коррозии. Остается надеяться, что этого сценария удастся избежать.
Зависимость от монополистов и рост себестоимости
Проблемы АвтоВАЗа не ограничиваются краской. Предприятие столкнулось с монополизацией рынка поставщиков. Например, резинотехнические изделия (РТИ) для автомобилей Lada поставляет в основном один производитель из Балаково.
Обратите внимание: Нашли в деревне копейку сошедшую одной из первых с конвеера Тольяттинского АвтоВаза, рассказываю в каком она состоянии сегодня.
Стремительный рост цен и потеря конкурентоспособности
В результате удорожания комплектующих цена самой простой Lada Granta на официальном сайте начинается от 678 тысяч рублей. Это ставит под сомнение статус модели как самого доступного народного автомобиля. При покупке через дилерские центры цена становится еще выше за счет наценок. Ситуация с более премиальными моделями выглядит еще драматичнее. Например, Lada Vesta, которой, по некоторым данным, у дилеров по стране осталось около 200 штук, продается за 1,5–2 млн рублей. Цены на рестайлинговые версии давно перешагнули отметку в 2 млн и приближаются к 3 миллионам.
При такой ценовой политике для многих потребителей логичнее обратить внимание на китайские кроссоверы, которые за сопоставимые или даже меньшие деньги предлагают гораздо лучшее оснащение. Динамика продаж это подтверждает: в январе 2023 года продажи АвтоВАЗа выросли всего на 5% в годовом выражении, в то время как спрос на китайские автомобили увеличился в 2,1 раза.
Выводы и перспективы
Пока поставщики АвтоВАЗа будут пользоваться своим монопольным положением и бесконтрольно повышать цены, автомобили Lada будут продолжать дорожать. Это неминуемо ведет к дальнейшему падению спроса. Сложившаяся ситуация требует скорейшего вмешательства на государственном уровне для регулирования рынка комплектующих и поддержки производителя. Однако в фокусе внимания властей сейчас, судя по заявлениям, находятся другие проекты — возрождение марки «Москвич» и запуск новых брендов, занимающихся сборкой китайских электромобилей. Именно эти направления обозначены как планы развития отечественного автопрома, в то время как судьба его исторического лидера остается под большим вопросом.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: АвтоВАЗ идет на дно.