Судьба Studebaker: как пренебрежение маркетингом привело к краху автомобильного гиганта

Серия: Studebaker Corporation

"ЭМФ Студебеккер" 1912 г. (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©.)

Взлет и падение американского флагмана

Корпорация Studebaker, основанная в середине XIX века, прошла впечатляющий путь от кузнечной мастерской до одного из старейших и уважаемых производителей автомобилей в США. Ее успех был построен на умении адаптироваться: начав с производства гужевых повозок для армии и президентов, компания вовремя переключилась на автомобили, став пионером в области электромобилей еще до Генри Форда, а затем сделав ставку на бензиновые двигатели. Это был редкий пример успешной трансформации целой отрасли.

К 1952 году, отпраздновав столетний юбилей, Studebaker уже не был гигантом былых времен, но продолжал удивлять мир. Инженеры и дизайнеры компании создавали автомобили, которые получали восторженные отзывы экспертов за свою элегантность и инновационность, порой опережая продукты "большой тройки" американского автопрома.

«Чемпион Студебеккера» 1939 г. (Wikipedia.org)

Трещины в фундаменте: игнорирование реалий рынка

Однако за фасадом успеха скрывались серьезные проблемы. Компания так и не оправилась от удара Великой депрессии, едва избежав банкротства в 1933 году. Главной ошибкой руководства стало непонимание простой истины: мало создать технически совершенный продукт, нужно еще, чтобы он отвечал актуальным потребностям и возможностям покупателя. Маркетинг — это разведка в мире бизнеса, и Studebaker начал ею пренебрегать.

История компании — это история упущенных возможностей. В начале века она блестяще уловила тренд, перейдя на автомобили. Но после биржевого краха 1929 года руководство не сразу осознало, что эпоха больших роскошных автомобилей прошла, а покупательная способность населения упала. Стратегия выживания через создание небольших, но передовых по дизайну и технологиям моделей, как "Чемпион" 1939 года, сработала, но ненадолго.

Чемпион-купе 1947 года (Wikipedia.org)

После Второй мировой войны компания, окрыленная военными заказами, снова сделала ставку на агрессивную инновационную стратегию. Однако к 1950-м годам этот подход начал давать сбои. Новые модели, такие как Starliner 1953 года, имели конструктивные недостатки, а главное — их продвижение на рынке было сопряжено с серьезными маркетинговыми ошибками. Продажи и прибыль упали, а высокие затраты на разработку новых моделей, которые к тому же продавались дешевле аналогов конкурентов, поставили компанию на грань кризиса.

"Studebaker Commander Starliner Six" 1953 г. (Wikipedia.org)

Обратите внимание: Запчасти фирмы Corteco.

Последняя надежда: Studebaker Lark

В попытке спасти положение Studebaker в конце 1950-х выпустил компактный автомобиль Lark, вдохновленный европейской модой на малолитражки. Это была очередная попытка повторить успех "Чемпиона" 1939 года — создать автомобиль, который спасет компанию. Изначально модель имела успех: она была стильной, технологичной (первой в своем классе в США с V8 двигателем), и в 1959 году компания впервые за годы получила прибыль.

"Жаворонок" должен был стать новым "Чемпионом". Чемпион Studebaker 1939 года спас компанию от очередного возможного краха. Поэтому новая модель задумывалась как воплощение лучших дизайнерских и инженерных идей от Studebaker.

«Студебекер Жаворонок» 1959 г. (Wikipedia.org)

Однако и здесь не обошлось без проколов. Само название "Lark" на сленге могло означать "проказа" или "шутка", что было не лучшим маркетинговым ходом. А когда конкуренты в 1960 году представили собственные новые компактные модели, продажи "Жаворонка" резко упали. Отчаянные попытки модернизации, перенос производства в Канаду для снижения издержек и даже использование двигателей Chevrolet (что привело к появлению прозвища "Шевибейкер" и разочарованию поклонников марки) не помогли. Продажи продолжали падать.

"Студебеккер Ларк VIII" 1961 г. (Wikipedia.org)

В 1966 году история легендарной марки подошла к концу. Производство автомобилей было прекращено. Последним сошедшим с конвейера автомобилем стал Lark Cruiser, ныне хранящийся в музее.

Последний раз производился «Студебеккер» модели «Ларк Крузер» в 1964 году. (Wikipedia.org)

Урок на будущее: маркетинг как интеллект бизнеса

История Studebaker — это классический пример того, как пренебрежение маркетингом сводит на нет даже самые блестящие инженерные достижения. Пока компания тщательно изучала рынок и следовала его сигналам (переход от карет к автомобилям, от электромобилей к бензиновым), она процветала. Все успехи после 1930-х годов были заслугой талантливых инженеров, но фундаментальные ошибки в понимании рынка и продвижении продукции оказались фатальными.

Руководство, столкнувшись с нехваткой ресурсов, стало экономить на том, что считало второстепенным, — на маркетинговых исследованиях и грамотном позиционировании. Это была роковая ошибка. Бизнес, как и армия, не может победить без разведки. Интеллектуальная составляющая в виде понимания клиента, его потребностей и рыночных трендов так же важна, как и качество самого продукта. Studebaker забыл эту истину и заплатил за это высшую цену — прекращением своего существования.

Источники:

https://www.kolesa.ru/article/legendarnyj-studebaker-neizvestnaya-voennaya-tehnika-znamenitogo-proizvoditelya,

https://kak-eto-sdelano.ru/istoriya-sozdaniya-i-ischeznoveniya-studebekkera/,

https://studebakermuseum.org/archives-and-education/the-studebaker-history/,

https://www.chayka.org/node/2016,

https://www.brandpedia.ru/brand-744.html;

Федор Болдырев 2019 ©

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Есть маркетинг - есть прибыль, нет маркетинга - нет ни прибыли, ни фирмы.