Статистика последних месяцев показывает, что значительная часть новых автомобилей на российском рынке — а именно каждый восьмой — попадает в страну через каналы так называемого «серого импорта». Эксперты отмечают, что отмена таможенных пошлин могла бы существенно увеличить этот поток.
Параллельный импорт: цели и реальность
Практика параллельного ввоза автомобилей была легализована в России с 2022 года. Основными целями этой меры были повышение доступности машин и преодоление дефицита, возникшего после ухода с рынка ряда известных автопроизводителей. Однако ожидаемого снижения цен не произошло. Ключевым сдерживающим фактором остаются высокие таможенные пошлины, которые могут составлять до половины конечной стоимости автомобиля.
Казахстан как альтернативный источник
Автолюбители активно осваивают рынок Казахстана, где таможенные платежи при ввозе в Россию существенно ниже. Однако этот путь сопряжен с трудностями: граждане РФ не могут напрямую покупать автомобили в Казахстане, вынуждая их прибегать к услугам посредников. Несмотря на дополнительные расходы и формальности, итоговая цена автомобиля, ввезенного из Казахстана, в среднем на 25% ниже, чем у аналогичной модели в российских салонах. Кроме того, ассортимент машин в Казахстане сейчас часто богаче, чем на внутреннем рынке России.
Обратите внимание: Новый Хендай Солярис 2018.
Масштабы явления и рыночный контекст
Согласно официальным данным, ежемесячно в Россию неофициальными путями ввозится от 4 до 5 тысяч новых автомобилей. Такая популярность «серого импорта» закономерна на фоне текущего состояния рынка. Помимо китайских брендов и упрощенных моделей Lada, выбор у российского покупателя крайне ограничен. Оставшиеся в продаже иномарки, а также сами отечественные и китайские автомобили зачастую имеют неоправданно высокие цены из-за отсутствия здоровой конкуренции.
Отсутствие конкуренции и перспективы
В условиях слабой конкуренции такие производители, как Lada и китайские автокомпании, не стремятся снижать цены. Напротив, стоимость автомобилей Lada имеет тенденцию к росту даже после анонсирования комплектаций. Многие эксперты и потребители считают, что временная отмена или заморозка таможенных пошлин могла бы стать мерой поддержки и стимулировать рынок. Однако на данный момент правительство не планирует подобных шагов, и дискуссия на эту тему практически сошла на нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Каждый восьмой новый автомобиль проданный в России в последние месяцы попал в нашу страну через "серый импорт".


