В этой части экскурсии по музею Горьковского автозавода мы подробно рассмотрим ключевые модели, определившие историю советского автопрома. Помимо хорошо известных серийных машин, здесь представлены уникальные прототипы и масштабные модели, которые будут интересны даже искушенным посетителям.
ГАЗ-А (1935 год)
Этот автомобиль стал первым советским легковым автомобилем, выпускавшимся на конвейере. Производство велось с 1932 по 1936 год на заводе в Горьком и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Общий тираж составил почти 42 тысячи экземпляров. ГАЗ-А, как и многие последующие советские модели, изначально создавался как лицензионная копия — на этот раз американского Ford Model A. Однако советские инженеры не просто скопировали конструкцию, а существенно доработали её, адаптировав автомобиль к сложным дорожным условиям СССР и устранив ряд врождённых недостатков оригинала. Интересно, что в народе ходила легенда о запрете эксплуатации этих машин в крупных городах после 1936 года, но она не имеет под собой оснований — ГАЗ-А не продавался в частные руки и использовался исключительно государственными структурами и армией. Экземпляр в музее — юбилейный, стотысячный автомобиль, сошедший с конвейера ГАЗа 17 апреля 1935 года.
ГАЗ-АА
Перед вами самый массовый советский автомобиль первой половины XX века: было выпущено более 829 тысяч экземпляров различных модификаций. Изначально планировалось, что это будет копия Ford AA, но первые собранные машины показали свою непригодность для советских реалий. В результате инженеры ГАЗа провели глубокую модернизацию, создав по сути новый, более выносливый грузовик. Именно эти машины, благодаря своей лёгкости, стали героями «Дороги жизни» в блокадном Ленинграде, перевезя сотни тысяч тонн грузов и эвакуировав полмиллиона человек.
ГАЗ-ААА
Эта трёхосная модификация грузовика ГАЗ-АА была разработана для повышения проходимости. За счёт дополнительной оси и распределения нагрузки автомобиль мог уверенно двигаться по бездорожью и лесным дорогам, а его грузоподъёмность возросла до двух тонн. С 1934 по 1944 год было выпущено более 37 тысяч таких машин.
ГАЗ-М-1 («Эмка»)
«Эмка», выпускавшаяся с 1936 по 1942 год (более 62 тысяч штук), стала символом своей эпохи. Хотя за основу был взят Ford Model B, советские конструкторы снова провели серьёзную переработку, сохранив лишь внешнее сходство. Этот автомобиль был в первую очередь служебным: на нём ездили руководители, деятели культуры и офицеры. Он же использовался в такси и даже в органах НКВД, за что получил мрачное прозвище «чёрная воронка». При этом «Эмка» стала первым автомобилем, который в теории мог купить обычный гражданин, хотя для этого требовались не только деньги, но и безупречная репутация.
ГАЗ-67Б
Советский военный внедорожник, созданный на агрегатах «Эмки». В армии его ласково называли «Иван-Виллис», и он успешно конкурировал со своим американским аналогом, отличаясь большей надёжностью и проходимостью. ГАЗ-67Б использовался как командно-разведывательная машина, для перевозки раненых и в качестве лёгкого артиллерийского тягача. После войны он нашёл применение в народном хозяйстве: в геологии, сельском и лесном хозяйстве. Всего было выпущено почти 93 тысячи автомобилей.
ГАЗ-51
Этот грузовик, задуманный ещё в конце 1930-х как простая и надёжная «рабочая лошадка», стал самым массовым советским грузовиком середины XX века. Война задержала его запуск, но и дала возможность кардинально модернизировать конструкцию с учётом нового опыта. Серийное производство началось в 1946 году, и за 29 лет было выпущено невероятное количество — более 3,4 миллиона экземпляров. ГАЗ-51 стал поистине международным автомобилем: его выпускали по лицензии в Польше, Китае и Северной Корее.
Обратите внимание: ГАЗ-3102 — это достаточно редкий экземпляр, которому суждено было стать флагманом волжского автозавода.
ГАЗ-63А
Внешне очень похожий на ГАЗ-51, этот автомобиль является его полноприводной версией, унифицированной с базовой моделью на 80%. Модификация «А» отличалась наличием передней лебёдки. Выпускавшийся с 1947 по 1968 год, этот внедорожный грузовик разошёлся тиражом почти в полмиллиона экземпляров.
ГАЗ-М-20 «Победа»
Настоящий прорыв в советском автомобилестроении. «Победа» стала одним из первых в мире серийных автомобилей с понтонным кузовом (без выступающих крыльев) и первым советским автомобилем с несущим кузовом. Его дизайн, рождённый в конце 1930-х, был революционным. Существует известная легенда, что изначально автомобиль хотели назвать «Родина», но Иосиф Сталин якобы задал саркастический вопрос: «Ну и почём мы Родину продавать будем?». Однако исторически название «Победа», в честь грядущей победы в войне, было заложено в проект изначально. С 1946 по 1958 год было выпущено около 241,5 тысячи машин, включая кабриолеты.
ГАЗ-12 (ЗИМ)
Первый представительский лимузин Горьковского завода, созданный для высшего руководства страны. Несмотря на давление сверху скопировать американский Buick, конструкторы пошли своим путём, использовав уже освоенные агрегаты и технологии, но при этом внедрив множество инновационных решений. Внешне, однако, автомобиль следовал американской моде, что было характерно для того времени. С 1949 по 1959 год было выпущено более 21 тысячи экземпляров ЗИМа, включая даже железнодорожные дрезины.
ГАЗ-69
Легендарный советский «джип», пришедший на смену ГАЗ-67Б. В народе его называли «козлик» или просто «джип». Выпускался в двух основных версиях: восьмиместный ГАЗ-69 с двумя дверями и пятиместный ГАЗ-69А с четырьмя дверями. Главным недостатком был спартанский комфорт, особенно зимой: брезентовая крыша плохо сохраняла тепло, а отопление эффективно работало только в движении. Тем не менее, этот внедорожник выпускался в СССР до 1972 года (свыше 600 тысяч штук), а также производился по лицензии в других странах.
На этом наша экскурсия по музею ГАЗ не заканчивается. Впереди ещё много интересных экспонатов, рассказывающих о дальнейшем развитии автозавода.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Продолжаем экскурсию по музею Горьковского автозавода.

