В 2023 году доля китайских автомобилей на российских дорогах продолжает стремительно расти, и эта тенденция, по прогнозам, только усилится в ближайшие годы. Историю присутствия китайского автопрома в России можно условно разделить на три ключевых этапа, каждый из которых знаменовал собой качественные изменения.
Три волны китайского автопрома в России
- Первый этап (до 2015 года): Эпоха доступности, но низкого качества. Китайские автомобили того времени конкурировали по цене с отечественными моделями вроде «Гранты» или «Калины». Однако их главным недостатком была ненадежность: проблемы у владельцев начинались уже в первые месяцы эксплуатации, а коррозия кузова проявлялась чрезвычайно быстро.
- Второй этап (2017–2021 годы): Время трансформации. Китайские производители кардинально обновили модельные ряды, подняв как цены, так и качество сборки и материалов. Их ключевым преимуществом стала богатая комплектация: за те же деньги, что просили за базовые версии корейских или европейских марок, китайские бренды предлагали автомобили более высокого класса с максимальным набором опций.
- Третий этап (с весны 2022 года): Золотая эра. После ухода с российского рынка многих мировых автогигантов китайские производители оказались в условиях минимальной конкуренции.
Обратите внимание: Дебаты Трампа и Байдена: почему российский авторынок может рухнуть после выборов Президента США.
Складские запасы европейских и японских марок, сформированные до 2022 года, к началу 2023-го практически иссякли. Эксперты отмечают, что оставшиеся у дилеров иномарки будут распроданы в течение нескольких месяцев. Парадоксально, но в новой реальности китайские автомобили в России зачастую стоят дороже, чем аналогичные модели ушедших брендов полтора года назад.
Новые игроки и стратегии
Китайские компании не просто увеличивают поставки, но и активно осваивают новые форматы присутствия. В 2022 году был возрожден бренд «Москвич», который начал сборку автомобилей JAC под своим именем. Появился «отечественный» бренд Evolute, выпускающий электромобили Dongfeng. В 2023 году в Энгельсе под маркой Alfarus стартует производство электромобилей FAW. Даже АвтоВАЗ планирует на бывших мощностях Nissan наладить выпуск китайских моделей под собственным брендом. Это свидетельствует о глубокой интеграции китайских технологий и платформ в российскую промышленность.
Риск перенасыщения рынка
При сохранении текущих темпов уже через год-два российский авторынок может столкнуться с перенасыщением предложения от китайских производителей и их локальных партнеров. Это приведет к структурным изменениям: дилерские центры ушедших мировых брендов закроются, а их место займут салоны китайских марок или новых «российских» брендов, фактически продающих переименованные китайские автомобили.
Главной проблемой для потребителя в этой ситуации становится не только однообразие выбора, но и завышенная стоимость. Цены на китайские автомобили в России взлетели до небес, что делает их не столь привлекательными с точки зрения соотношения цены и качества, как это было на предыдущем этапе.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Российский рынок автомобилей в ближайшие годы рискует быть перенасыщенным китайскими автомобилями.

