Прошедший год стал для отечественного автомобилестроения периодом серьёзных испытаний. На фоне беспрецедентного санкционного давления и разрыва логистических цепочек отрасль столкнулась с критическими вызовами, но сумела найти пути адаптации и наметила векторы для будущего развития.
Испытания санкциями и кризис производства
Конфликт с коллективным Западом привёл к введению против России рекордного количества ограничительных мер, которые парализовали поставки импортных комплектующих. Это сделало невозможной нормальную сборку многих моделей автомобилей, что вынудило ряд автозаводов приостановить работу или полностью закрыться. Таким образом, 2022 год по праву можно назвать кризисным для всей отрасли.
Текущее состояние: выживание и упрощение
На сегодняшний день успехи носят локальный характер. Ключевые игроки, такие как АвтоВАЗ и УАЗ, смогли возобновить выпуск только тех моделей, которые имеют высокую степень локализации. Речь идёт о Lada Granta и внедорожниках семейства Niva, а также об упрощённых версиях UAZ «Буханка», «Хантер» и «Патриот». Эти автомобили лишились ряда опций и выросли в цене, что снизило их потребительскую привлекательность. Однако отрасль надеется со временем вернуть утраченный функционал за счёт налаживания кооперации с новыми партнёрами, в первую очередь из Китая и Ирана.
Новые реалии: национализация и ребрендинг
Уход западных производителей привёл к национализации их активов и появлению новых, но знакомых брендов. Завод Renault был передан под возрождение марки «Москвич», где сейчас идёт крупноузловая сборка кроссоверов китайской JAC. Аналогичный путь ребрендинга китайских моделей избрали новые игроки рынка: Evolute с электромобилями и Sollers с лёгкими коммерческими автомобилями. Завод Nissan в Санкт-Петербурге также планируется задействовать для выпуска моделей Lada, которые, по сути, будут представлять собой локализованные китайские разработки. В планах и других компаний, таких как «Автотор» и «АльфаТех», — наладить сборку автомобилей марок JAC и FAW соответственно.
Обратите внимание: Дебаты Трампа и Байдена: почему российский авторынок может рухнуть после выборов Президента США.
Скрытые риски и зависимость от импорта
Несмотря на кажущееся оживление, текущая модель развития несёт в себе значительные риски. Все новые «российские» автомобили по-прежнему полностью зависят от поставок китайских машинокомплектов (CKD). Это создаёт уязвимость, так как в случае ухудшения отношений Китая с Западом или изменения его внешнеполитического курса сотрудничество может быть свёрнуто, что вновь поставит отрасль на грань остановки.
Взгляд в будущее: локализация и технологический суверенитет
Долгосрочной стратегией для российского автопрома является глубокая локализация производства компонентов и получение прав на интеллектуальную собственность и технологии. Уже сейчас в Подмосковье запущено производство кузовных деталей. Этот процесс потребует времени — эксперты оценивают его в 3–4 года при благоприятных условиях. Таким образом, 2023 год рассматривается как переходный, а его итоги и перспективы отрасли будут во многом зависеть от дальнейшего развития международной обстановки.
Есть, что добавить?
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Что ждёт российский автопром.
