Эксперты прогнозируют, что в 2023 году на долю новых автомобилей из Китая может прийтись до половины всех продаж на российском рынке. Эта тенденция становится очевидной на фоне текущей ситуации: запасы иномарок, которые ранее поставлялись официально или производились в стране, у дилеров подходят к концу. Официальные поставки приостановлены, а механизм параллельного импорта не справляется с покрытием спроса. Таким образом, основными игроками остаются АвтоВАЗ и китайские бренды, включая автомобили, выпускаемые под маркой «Москвич», которые, по сути, также являются продукцией китайского автопрома.
АвтоВАЗ планирует возобновить выпуск моделей «Веста» и «Ларгус» в текущем году, что при благоприятных условиях также может обеспечить ему значительную долю рынка. Кроме того, на мощностях завода Nissan под брендом Lada начнется производство кроссоверов и седанов классов C и D. Этот проект будет реализован в партнерстве с компанией из дружественной страны, под которой, очевидно, подразумевается Китай.
Угроза технологической зависимости
Если китайские производители действительно займут 50% рынка, это создаст для России серьезную зависимость от восточного партнера. Ситуацию усугубляют планы АвтоВАЗа по закупке в Китае ключевых компонентов: систем активной безопасности, подушек безопасности и автоматических коробок передач. Такое сотрудничество выглядит выгодным, но лишь до тех пор, пока сохраняются дружественные межгосударственные отношения.
Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..
События 2022 года наглядно показали, как быстро может измениться геополитическая обстановка. Возникает закономерный вопрос: что ждет российский автопром через несколько лет, если он будет целиком полагаться на Китай?Последствия возможного разрыва сотрудничества
Полная зависимость от китайских партнеров означает, что их комплектующие будут использоваться даже в отечественных автомобилях. В случае ухудшения отношений Китай может в одностороннем порядке прекратить поставки запчастей, компонентов и готовых машин. Это приведет к повторению кризисного сценария, аналогичного марту прошлого года, когда производство остановилось из-за разрыва цепочек поставок. Сегодня альтернативных партнеров среди развитых стран практически не осталось, что делает ситуацию особенно уязвимой.
В отличие от западных компаний, которые ранее активно инвестировали в строительство заводов и локализацию в России, китайские производители не спешат с аналогичными шагами. Отсутствие собственных производственных мощностей на территории страны означает и отсутствие долгосрочных обязательств. При необходимости китайские компании смогут свернуть сотрудничество быстро и без существенных финансовых потерь для себя.
Стратегия развития: временные меры и суверенитет
Чтобы избежать подобных рисков, не следует безоговорочно доверять будущее отечественного автопрома китайским компаниям. Продажи китайских автомобилей и использование их комплектующих могут рассматриваться как временная и вынужденная мера в текущих условиях. Однако параллельно необходимо активизировать разработку новых российских моделей и замещение импортных компонентов, включая китайские, на отечественные аналоги в существующем модельном ряде. Собственная производственная и инженерная база — это стратегический актив, который не исчезнет при изменении внешнеполитической конъюнктуры. Для такой великой страны, как Россия, наличие независимого, технологически развитого автопрома, способного конкурировать с западными аналогами по качеству, — это вопрос национального престижа и экономической безопасности.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Почему не стоит доверять отечественный автопром китайцам.
