Эксперимент: стоит ли переплачивать за высокооктановый бензин?

Почти у каждого автомобиля под лючком бензобака можно найти рекомендацию производителя по типу топлива с определённым октановым числом. Следовать этим указаниям действительно важно — это помогает избежать таких неприятностей, как детонация (стук в двигателе), потеря мощности и увеличение расхода горючего.

Для большинства современных машин с бензиновыми моторами стандартом является АИ-95. Однако многие водители утверждают, что не чувствуют особой разницы, заправляясь АИ-92, и даже говорят, что в основе всего нашего топлива лежит один и тот же бензин, а разное октановое число достигается путём добавления специальных присадок.

Автор статьи делится личным опытом: он много экспериментировал с 92-м бензином на разных автомобилях (Lada Kalina, VAZ 2112 и Škoda Rapid), но с топливом повышенного октанового числа подобных тестов не проводил. Решено было это исправить и на практике проверить, как более дорогое топливо повлияет на поведение машины.

Для чистоты эксперимента был почти полностью опустошён бак, после чего на крупной сетевой АЗС было залито около 40 литров бензина АИ-100. Это позволило оценить его свойства без смешивания с остатками предыдущего топлива.

Обратите внимание: 3 ненужные функции в комплектации автомобиля, за которые можно не переплачивать.

Залить 40 литров АИ-100

После заправки предстояла длинная поездка по трассе протяжённостью около 200 километров, что дало хорошую возможность для сравнения с привычным АИ-95. Далее — субъективные впечатления и замеры.

Расход топлива

Автомобиль был загружен: два взрослых пассажира, двое детей и около 100 кг груза в багажнике. Все замеры проводились с учётом этой загрузки.

На ровном участке трассы при скорости 100 км/ч с включённым круиз-контролем мгновенный расход топлива составил примерно 5,9 л/100 км. Этот показатель оказался идентичным тому, что обычно показывает бензин АИ-95.

Снимите показания на скорости 100 км/ч и установите порог на круиз-контроле

При снижении скорости до 90 км/ч расход немного упал — до 5,4 л/100 км на ровной дороге. Однако и эта цифра полностью соответствует обычным показателям для данного автомобиля на 92-м или 95-м бензине.

Расход при 90 км/ч

Таким образом, значимой экономии от использования высокооктанового топлива выявлено не было. Теоретически, в идеальных лабораторных условиях разница в сотые доли литра возможна, но на практике и в субъективных ощущениях её просто нет.

Мощность и динамика

К сожалению, чудес не произошло и здесь. При проверке динамики разгона на разных скоростных режимах — на высоких, средних и низких оборотах — никакой ощутимой разницы между АИ-100 и АИ-95 обнаружено не было.

Это вполне объяснимо. Большинство серийных двигателей имеют умеренную степень сжатия и изначально рассчитаны на определённый тип топлива (чаще всего АИ-95). Если залить в такой мотор бензин с более высоким октановым числом, он просто не сможет использовать его потенциал, и прибавки мощности не последует.

Ситуация меняется, если речь идёт о форсированных двигателях с высокой степенью сжатия, которые изначально проектировались под высокооктановое топливо. Для них использование АИ-98 или АИ-100 действительно оправдано и необходимо.

Этот вывод подтверждается и многочисленными лабораторными испытаниями, которые проводят эксперты: если двигатель не адаптирован для высокооктанового топлива, ждать от него увеличения мощности, улучшения динамики или снижения расхода бессмысленно.

А вы проводили подобные эксперименты со своим автомобилем? Чувствовали ли вы разницу? Поделитесь своим опытом и мнением в комментариях.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Есть ли смысл заливать более дорогой бензин с повышенным октановым числом.